ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
g-roM необыкновенном чувотве . "И дня него, - говорит он жене, - не сушествовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую дрл громадном страдании, от которого люди умирают, и я лажа поч ти понял, что передо много мертвый человек" (4 ,476 ). ЖеяткоЕ предпочел смерть отказу от любви. Гранатовый брас лет с "кровавыми огнями', дрожащими внутри пяти его гранатов, подаренный Вере Николаевне ко дню рождения, исполненная после смерти Желткова вторая соната Бетховена оттеняют неповторимо прекрасное, исполненное силы чувство любящего человека. Надо думать, что обращение к музыке Бетховена в рассказе Куприна не случайность, а сознательное стремление автора вызвать ассоциации с "Крейцеровой сонатой" Толстого. Музыка в повести Толстого вклкяается в сложный мир челове ческих отношений и чувств. Читателю известно, что была "Лиза без ума от музыки", но Позднышевым эти слова родителей поняты как средство, "чтобы ловить жениха". Лишь вскользь упомянуто, что и потом для жены было "удовольствие играть со скрипкой,что она очень любила, так что нанимала для этого скрипача из теат р а ..." О себе Позднышев говорил, что он "очень любил музыку". Но,как видно из истории их семейной жизни, любовь к музыке ду ховно не соединила этих людей. Зато когда начались репетиции Лизы с Трухачевским, одна мысль, что станет возможным "сближе ние, возникающее из совместной игры", заставила Позднышева мучи тельно думать о том, что к нему У нее "не было другого чувства, кроме постоянного раздражения". Отсюда рождалось острое чувство ревнивой зависти. И еще не прозвучала Крейцерова соната Бетхо вена, но чувство, казалось, было предрешено: "Все было направ лено против нее (жены - И .К .), в особенности эта проклятая му зыка" (курсив наш - И .К .) . Но, как тонкий психолог, Толстой остав ляет в памяти героя повести два чувства от восприятия сонаты: одно - истинное, чистое, высокое, потрясающее душу и другое - зто то, как великая музыка "дошла" до Позднышева и в какой по ступок вылилась энергия, рожденная ею. Объективное непосредственное восприятие определено слова ми: "...сознание этого нового состояния было очень радостно", "•••мне было легко, весело весь вечер". Даже о Тухачевском в момент исполнения сонаты оказано: "У него сделалось серьезное, строгое, симпатичное л иц о ..." У жены были "блеотящие глаза, •••строгость, значительность выражения, пока она и грала ..." ijropoM ряд оценок соединялся со оловами: "проклятая музыка", ко торая "не может не действовать губи те л ьно ...", "вещь эта поцей- 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=