ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
жая ему правительотвенными мерами. Сцена встречи Житкова с представителями аристократического мира цана в авторской интерпретации, вбирающей в собя разнообраа- ные художественные приемы: описание обстановки, портретные харак теристики, жесты героев, диалог, монологическую форму речи; о т помощью Кудрин достигает глубины изображения психологического сос тояния тероёв. Однако в центре внимания автора - Пелтков. Олу от даны симпатии писателя. Куприн показывает "нежное девичье лицо" молодого чиновника, "голубые глаза ", "детский подбородок с ямоч кой посередине", "худые нервные пальцы, бегающие по борту корич невого короткого пиджачка". Уже этими портретными деталями автор раскрывает нравственную чистоту, робость своего героя. Таков Желт ков в начало объяснения'с гостями. Он сознает свою виновность в том, что нарушил своей любовью покой семьи, затронул честь замуж ней женщины. Он покорно соглашается с доводами Тугановского, что против него следовало бы давно принять моры. Таким образом, в пе,- вой сцене нравственный перевес за теми, кто пришел судить героя. Однако так продолжается до тех пор, пока беседа не касается самого сокровенного: права любить. Ситуация резко меняется с т о г - момента, когда товарищ прокурора упоминает о своем намерении об ратиться за помощью к властям. "Простите. Как вы сказали? -спро сил вдруг внимательно Желтков и рассмеялся. - Вы хотели обратить ся к влаоти ? .. Именно так вы сказали" (4 ,4 70 ). С этого момента робость героя сменяется сознанием нравствен ного превосходства над людьми, стоящими выше по социальному поло жению, но нищими по духу. И в поведении, и в интонациях его ощу тимо презрение к тем, кому не дано понять того чувства, избрании ком которого он является."0н(Желтков -й.К.)поло:*ил руки в карман , оел удобно в угол дивана, достал портсигар и спички и закурил" (4 ,470 ). Желтков больше не реагирует ни на повелительный тон Ту гановского , ни на его угрозы. Герой заканчивает объяснение с князем Шейным, в котором угадывает понимание. Следует отметить, что динамика чувств Желткова в последую щих сценах дается писателем чорез восприятие Шейна, в котором растет понимание состояния того человека, чью любовь он раньше вышучивал в своих пародиях. Он говорит шурину: "И, правда, поду май, ;(ояя, разве он виноват в любви и разве можно управлять та ким чувством, как любовь,-чувством, которое до сих пор не нашло оебе истолкователя" (4 ,472 ). И если генерал Аносов своими рассуждениями предваряет изо бражение необыкновенной любви, то Шейн завершает разговор об 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=