ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
ногам старой, оштной и властолюбивой развратницы. Если он’ сейчас выскочил невредим - все равно в-будущей считай его погибшим" (4 ,461 ). Невольно вспоминаются размышления Позднышева: "Блудник мо жет воздерживаться, бороться, но простого, ясного, чистого отно шения к женщине у него уде никогда не будет". Куприн в духе Толстого осуждает взгл яд на женщину как на вещь, как на предмет наслаждения и этим объясняет распространяю щуюся супружескую неверность. Как перекличка деклараций - протес тов женщин звучат слова Позднышева и Акооова о женщинах. Нозд- нышев; "А, вы хотите, чтобы мы были только предмет чувственности, хорошо, мы, как предмет чувственности, и поработим ва с ",- говорят женщины... А ваз овладей этим средством, она уже злоупотребляет им и приобретает страшную власть" (27,25 -26 ). А вот что о женщине говорит Анооов: "А раз ее (любви - И .К.) нет, женщины мстят. Пройдет еще лет тридцать...я не увижу, но ты, может быть,увидишь, Зерочка. Помяни мое слово, что лет через трид цать женщины вайцут в мире неслыханную власть. Они будут одевать ся, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как през ренных, низкспоклонных рабов... И все оттого, что мы целыми поко лениями не умели преклоняться и благоговеть перец любовью"(4,463). В защите человеческих прав женщины писатели прогрессивного направления, в том числе Толстой и Куприн, противостояли декаден там Ы.Арцыбашев. "Санин", "Жена"), видевшим в женщине самку, прет мет наслаждения, а в браке и детях - только обузу. В то же время Куприн и Толстой в отличив от Н.А.Некрасова и Н.Г.Чернышевского, линию которых развивал Горький, не были сторонниками эмансипации женщины,ограничивая ее права семейными рамками. В этом В.И.Лешш усматривал у Толстого проявление "идеологии восточного строя".Од- I нако, верные правде жизни, и Толстой, и Куприн показали стремле ние женщины к участию в общественной жизни. "Гранатовый браслет" явился своего рода ответом на постав ленный в "Крейцеровой сонате" вопроо, есть ли в жизни настоящая любовь. И "мерзкой’,’ "свиной" любви, о которой рассказывали Позд нышев и Аносов, Куприн противопоставил истинную, возвышенную,как выражение духовной сущности человека, любовь, "сильную как смери о которой "гре зят женщины", к сожалению, изображенную как любовь, роадащуюся “один раз за сто лет" (4 ,4 6 4 ). Значит, не совсем опро вергается и взгл яд Позднышева. В беседе о кинорежиссером З.Д.Гарцииыы по поводу экранизации рассказа писатель отмечал: "А ведь в моем "Гранатовом браслете" 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=