ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

яодых целомудренных i-штерях и девушках о белоснежной душой,гор­ ных, прекрасных и безбоязненных. Но таких женщин н е т!"1 - с го­ речью отмечал Куприн. И однако вновь и вновь поэтизировал жен­ щину, несущую в своем сердце самоотверженную, истинную любовь, и в атом противостоял Куприн писателям-декацентам («I.Арцыбашеву, А.Каменскому, Ф.Сологубу), смаковавшим аморализм, прославлявшим героя, обладавшего чувствами дикого зверя . Осмыслению проблем любви и брака посвящен и рассказ Куприна "Гранатовый браслет" ( I 9 I I ) , созданный им в ответ на обвинение писателя в порнографизме после выхода в свет его произведений "Морская болезнь" и "Яма" (1309). Этим рассказом Куприн утвер­ ждал свое понимание сущнооти любви о позиций реалистического ис­ кусства. А.И.Куприн соединил в рассказе реалистически трезвый взгл яд на современную семью и соблюдение условно-нравственных канонов буржуазного общества с пафосом романтического прославления той, не выдуманной, реальной, но редкой любви, без которой жизнь ста­ новится безразличной к смерти. В рассказе нет места скептическим раздумьям о том, есть любовь или нет. 3 нем - апофеоз любви. Но такая любовь, по словам одного из героев, "рождается один раз за ото ле т". В "Гранатовом браслете" отразились сложные, ассоциативные свя­ зи творчества Куприна с Толстым по целому кругу нравственных проб­ лем. Несмотря на то, что в монографических работах и о Толстом, и 0 Кудрине достаточное внимание уделяется изучению проблем любви и брака, специального исследования эти вопросы в литературоведе­ нии еще не получили. Исключение составляет книга В.А.Кданова "Лю­ бовь в жизни Толстого" С .'Л. ,1928), в которой раскрываются взгляды великого писателя на любовь и брак в их эволюции в связи с анали­ зом произведений на избранную тему. Однако это не исключает изу­ чения данной проблемы.в других с вязях, в частности, через сравне­ ние с произведениями других пиоателей. Сравнительный анализ "Крейцеровой сонаты" и "Гранатового брас дета" нам представляется плодотворным и является первым опытом в литературе о Толстом и Куприне. Казалось бы, "Крейцерова соната" и "Гранатовый браслет" - произведения совершенно различные в идейно-художественном плане: в "Гранатовом браслете” проолавляет- 1 1шльский ii.A. Критические статьи .-СП б.: Прогресо, 1910,т . I , с . 91. « Каштанова И.А. - Л.Н.Толсто;: и А. 11.Куприн: К вопросу о твор­ ческих свя зя х ,-Тупа: Дриокск. кн.иод-ао, гл .В , с .1 5 -4 4 . 42

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=