ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
Многие вопроси, связанные с осмыслением проблем любви и бра- e&t пошитые в "Крейцеровой сонате", нашли отклик в произведениях ллсателей-современников. Среди других следует выделить рассказы А.И.Куприна на теш любви и брака. Во многом перекликаясь с Тол стым, он показывал, как в условиях буржуазного брака гибнет пер возданное, человечеокое чувство ("Одиночество", I8 S 8 ), выносил приговор узаконенной буржуазной морали, поощряющей разврат ("Страшная минута"). Толстой не мог не заметить импонирующей ему идейной близоо- ти рассказов своего младшего современника. С восхищением отзыва ясь о рассказе "Atfo*- " , он отмечал: "Как вое у него (Куприна - И .К.) сжато и прекрасно... А главное, как это наглядно, сдерну та вся фальшивая позолота цивилизации и ложного христианства" . Куприн близок Толстому в осуждении аморализма общества, в развенчании не освещенных огнем любви взаимоотношений мужчины и женщины, в отстаивании уважения человеческих прав женщины, жены, матери в семье. Однако он не принимал аскетических тенденций позднего Толстого, тяго те я скорее к раннему Толстому, певцу ра достей земных, естественных, первозданных. В этом основа ассоциа ций повести Куприна "Олеоя", рассказа "Анафема" с толстовскими "Казаками". Куприн по праву считается певцом любви в русской литерату ре. "Не в оиле, не в совести, не в уме, не в голоое, не в крас ках, - говорил он, - выражается индивидуальность, но в любви. Ибо вся вышеприведенная бутафория только и служит, что оперени ем любви. Все в ней, все для нее"? , Любозь в произведениях Куприна предстает в различных ее проявлениях: это и безответное, и сильное взаимное чувство ("Пое динок", "Телеграфист", "Олеоя'), и любовь, уступающая корыстным расчетам ("Молох"), жестокая. к страданиям любящего,отвергнутого сердца, сознательно прннеоенного в жертву честолюбию ("Поеди нок"), Как правило, она во всех проявлениях носит трагический характер. Этим обусловлен повторяющийся мотив смерти, имеющий Различное идейно-художественное звучание, то как прославление всепобеждающей любви и духовного величия любящего, то как обли чение мира чистогана, в котором гибнет самое прекрасное в чело веке ( ”Л-Ссг& " , "Страшная минута", "Одиночество"). "Да, часто я думаю о милых, чистых» нежных женщинах,о мо- Б Петербургская газета, 1306, й 170, 24 июля. 4 Батюшков v.jtu Стихийный талант: А.И.Куприн.' - В к к .: Батюш ков К.Н..Батюшков Ф.Д.А.И.Куприн. Вологда, 1368, с .184. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=