ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

мой, выливающейся в монологическую, ярко передают напряженность его внутреннего состояния. Нравственное прозрение приходит к герою позже, при вице умирающей жени. В этот момент, забыв о собственном "Я " , Нозциы- шев впервые подумал о пей как о человеке. С этого момента начина­ ется нравственное воскресение Позднышева. "Я начал понимать, - рассказывает он, - только тогда, когда увидал ее в гробу...- Он всх.линнул, но тотчас же торопливо продолжал:-Только тогда, ког­ да я увидал ее мертвое лицо— Я понял, что я , я убил ее, что от меня сделалось то, что она была живал, движущаяся, теплая, а те­ перь стала неподвижная, восковая, холодная, и что поправить это­ го никогда, нигде, ничем нельзя. Тот, кто не пережил этого, не может п о н ять... У1 У! У! - вскрикнул он несколько раз и затих" (27 ,77 ). Контрастным, эмоционально-изобразительными эпитетами ("движущаяся" - "неподвижная", "теплая" - "холодная"), противопо­ ставлением недавно жившей, а теперь мертвой женщины Толстой уси­ ливает трагизм происшедшего. Своего героя, увидевшего все в другом овете, вырвавшегося из пучины заблуждения, писатель наделяет идеями христианского брака и любви. По мели Толстого, основой и общего и личного благополучия является общечеловеческая любовь. 15 января 1890 г . Толстой записывал в дневнике: "думал: по тому случаю, как неко­ торые относятся к "Крейцеровой сонате": Самарин, Стороженко и много других, Лопатин. Им кажется, что это нечто особенный чело­ век, а во мне, мол, нет ничего подобного. Неужели ничего не могут найти?-Нет раскаяния, потому что нет движения вперед или нет дви­ жения вперед, потому что нет раскаяния" (51 ,11 ). По-видимому, названные читатели не видели в "Крейцеровой сонате" главного пафоса произведения, связанного о утверждением гуманистических отношений между людьми, с мечтой о ничем не омра­ ченной любви. Именно этот пафос делал повесть близкой писателям демократического направления конца X IX - начала XX в в . АЛ.Чехов 15 февраля 1890 г . писал Л.Н.Плещееву: "Я не скажу, чтобы это была вещь ("Крейцерова соната" - И .К .) гениальная, вечная - ту т я не судья, но, по моему мнению, в маосе всего, что теперь пишет­ с я . . . едва ли можно найти что-нибудь равносильное по важности за­ мысла и красоте исполнения. Не говоря уже о художественных досто­ инствах, которые мостами поразительны, спасибо повести за то ,что она до крайности возбуждает мысль"-1, I Челов А.П.Поли.собр.соч.: В 30-ти т.-М.:Наука, 1976, т . 4, 0.18 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=