ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
рассматривается им в зависимости от того, как это служит удовле творению его эгоистического "Я ". Взаимоотношения между мужчиной и женщиной он расценивает с позиций своего развращенного "Я ", своей нечиотоплотнооти. Ко он способен и к критической самооценке. Вступление в брак он считал началом нравственного самоочищения, дал своеобраз ный обет верности семейному очагу: "...др у гие женились о намере нием вперед продолжать жить в таком же многоженстве, в каком они жили до брака; я жо имел твердое намерение держаться после свадь бы единобрачия, и не было пределов моей гордости перец собой за это" (2^,27). В лице Позднышева и позитивное, и обличительное начала сли ты воедино. Рассказывая о себе, герой в то же время судит и себя, и свою среду, нравственно искалечивкую его. Последнее усиливает ся тенденциозной заданностью автора, выступающего в повести в ро га! слушателя исповеди Позднышева. Автор воспринимается в произве дении как самостоятельно действующее лицо со своим характером, мыслями, чувствам, взглядами. Отсюда - выражение недоумения по поводу услышанного, просьбы уточнить те или иные мыоли, несогла сие о рассказчиком. Это вместе о тем и художественный прием, поз воляющий Толстому подчеркнуть волнующие его вопросы. В целом же авторские реплики не 1 меняют содержательности рассуждения героя и, усиливая их, придают игл ярко выраженный обличительно-публицис тический характер. "Главный интерес, - отмечал Толстой, - состав ляет характер автора, выражающийся в сочинении... Самые приятные суть те, в которых автор будто старается скрыть свой лпчный взгляд и вместе о тем остается постоянно верен ему везде, где он обнару живается. Самые же бесцветные те, в которых взгляд изменяется тал: чаото, что совершенно теряется" (46,182). Тенденциозная заданнооть автора в "Крейцеровой сонате" скры та в подтексте. Этим были вызваны и письма читателей к ТЬлотому с просьбами разъяснить замысел повести. Однако он угадывается и в возмущении Позднышева по поводу угнетенного положения женщины в семье, и в осуждении взгляда на нее как только на предмет нас лаждения, и в развенчании плотской любви как единственного нача ла в браке, неизбежно приводящего к кризису супружеских отиошеки 24 июля IG89 года Толстой записывал в дневнике: "Поработал над "Крейцеровой оонатой". Кончил начерно. Понял, как всю надо преобразовать, внеся любовь и сострадание к ней" (жене Позщшше- за - К .К .) (5u ,iii). Позднышев рассказывает, что убил жену раньше, чем это совер-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=