ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

ТОЛСТОЙ - ХУДОЖНИК деодащ. творческих связей 3?,да. левинсон ТОЛСТОВСКАЯ ТЕМА В Й Я ЗД ВДШ В# 'ЩЭДИ РОМАНА К . А. ФЕДИНА В современной советской литературе возникло своеобразное ху­ дожественное явление,которое можно было бы определясь тррмигюм"тол~ стовокая тема". В данном случае имеются в вицу не мнагоцисленные произведения историко-биографичеокого жанра, поовящнвдр З л ­ отому и его эпохе. Речь идет о том, что толстовская iTfiWp,, ;образ Л.Толотого нередко возникают в таких произведениях, ,де,й<*^ре ко­ торых хронологически связано с событиями, происходящими уде ^ос­ ле смерти великого пиоателя. Эта тема,явившись литературным .прие­ мом, воплощала подлинную реальность: настолько прочно в медь, сознание народа вошли бессмертные книги Толстого, его гениальная личность1. Толстовская тема включена в романы К.Федина "Первые радости" и В.Катаева "Хуторок в степи", отражающие события 1910 года после омерти Толстого; в кни ги ,‘ запечатлевшие Великую Отечественную вой­ ну: романы В.Гроссмана "За правое дело", К.Симонова "Солдатами не рождаются", повесть "Обелиск" В.Быкова, поэму В.Инбер "Пулковский меридиан", роман К.Федина "Коотер". Эти произведения весьма несхо­ жи по своим жанровым признакам, и толстовская теш занимает в их структуре далеко не одинаковое меото: лишь отдельные эпизоды у Бы­ кова, Симонова, Эренбурга (в повести "День второй"), специальные главы - в романах Катаева и Гроссмана. А в трилогии К.Фепина она пронизывает уже все романное повествование, создает своеобразное кольцевое обрамление сюжета трилогии.Но во всех этих случаях тол- стовская тема не является чем-то инородным, она - неотъемлемая ор- I Левинсон 3 , В единстве: 0 творчестве К.А.Федина» - Т^ла, Приск­ оков кн .и зд -во ,1979, о .170-189. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=