ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
оценки-комментарии. Наиболее подготовленным ученикам можно рекомендовать доклады-сообщения типа: "А.И.Шварц читает страницы романа-эпо пеи "Бойна и M H f f "Д.Н.Журавлев о своей работе над романом "Война и мир” " и . т .п . К монтажам, композициям как формам творческого воспроиз ведения текста на уроках литературы словесники обращаются все чаще. Н.Б.Самарика, учительнице средней школы № 5 г . Южно-Саха линска, участница секции педагогов Всероссийского литературно го праздника школьников, посвященного 150-летию Л.Н.Толстого, проводит уроки-композиции по второму тому романа - самому "ми рному" тому. Она стремится обнажить внутренний мир героев, осуждение Л.Толстым войны как противоестественного состояния и в то же время невозможность оставаться в стороне от важных общественно-политических событий. Это закрепляет работу над первым томом, подготавливает постижение тома третьего. Композиция составляется учителем из фрагментов глав. Ма териал распределяется среди 10-12 учеников "по линиям". Тот же принцип, что и в радиоцикле чтений романа: о Болконском читает один, о Наташе - другой. Читают без комментариев, без длитель ных остановок (исполнение предварительно репетируется). Структура композиции такова. Приезд Николая. - Детский бал. - Пение Наташи. - Князь Андрей у постели сына. - Князь Андрей в Отрадном. - Первый бал Наташи (здесь иногда, в отде льные годы, включается вальс С.Прокофьева из оперы; музыка звучит приглушенно, как фон). - Вечер у Бергов. - Сватовство кн язя. - Пляска "Наташи у дядюшки. - Объяснение Пьера о Ната шей. - Строки о комете I8 T2 года. На следующем уроке - беседа по прослушанной композиции. Обсуждается отбор и расположение материала, полнота отражения "линий" и эпизодов тома, то новое, что дал прием монтажа, ис полнительство. И если в школе более двух параллельных классов, то в одном читает сама учительница, тоже без попутных поясне ний. Учителями литературы составляются композиции и по всему роману, - как завершение всей работы. Эта удачная форма син теза того, что рассмотрено аналитически. На всех этапах актив но работают ученики. Исполнять композицию вместе с учениками, может учитель 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=