ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
го , намечает средства передачи их в звучащем слове. Интересующий нас отрывок статьи перепечатывается на ма шинке. Учащимся предлагается и сам текст ("Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом подъехали к караулке ..."), и суждения мастера. После небольшой подготовки девятиклассни ки читают вслух лишь само описание. Отрабатывается главное. Попутно отмечается тонкость высказываний Д.Н.Журавлева об "особой, зримой и резкой манере Толстого - подробно, точно и выпукло рисовать картины природы, место и время действия, об стоятельства, характеристики, образы"-*-. Руководствуясь этими суждениями, учащиеся достаточно выразительно читают отрывок. Весьма интересны для словесников и созданные чтецами литературные композиции, а также высказывания о принципах, приемах их создания и путях освоения текста. Так, фрагменты статьи Д.Н.Журавлева "Несколько слов о чтении Толстого с эс трады", адресованной самодеятельным исполнителям, зачитыва ются в классе. Материал помогает учителю и ученикам составить тематическую композицию по роману, поразмышлять над ремарка ми, инсценировать эпизоды. Сам Д.Н.Журавлев приглашает к сов местной работе: "Сейчас мне.легче было бы продолжать наш раз говор, если бы вы, отложив ненадолго эту статью, перечитали те куски романа, из которых составилась моя работа "Петя Ро с то в". Я допустил в ней некоторые текстовые перестановки, изменив течение толстовского рассказа и несколько сократив кое-где текст"^ . Далее следуют пояснения исполнителя, выра жающего сожаление по поводу "вынужденных отступлений от те чения толстовского романа", призывающего избегать произволь ных композиций. Бо внеучебное время(на факультативных, кружковых занята-, я х ) чрезвычайно полезно было бы проанализировать исполняемые А.И.Шварцем, Д.Н.Орловым,-Д.Н.Журавлевым и другими чтецами композиции-монтажи. Так, есть грампластинка "Пьер и Наташа" (исп. А.И.Шварц). Если ученики заранее попытаются подготовить (или только продумать) литературную композицию по этим же главам 1У томя, то , «лушая профессионального чтеца, они уви д я т: отобрано самое значимее; нашли отражение время, основные линии романа: крупно даны Наташа, Пьер; сохранены авторские Г Л.Н.Толстой: Отрывки из произведений: В помощь чтецам, е .6 -7 . 2 Там же, с. 7 , 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=