ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

нужны, чтобы жизнь была честной". "Урок с телевизором меня удивил, потому что раньше я читала рассказ по-другому. Я и раньше все поняла в рассказе, но как-то не подумала, что он о любви. Но ведь это любовь сделала Ивана Васильевича таким нестерпимым к подлости и чу­ жому страданию. У него была прекрасная и великодушная лю­ бо вь... w Я люблю снова в руки брать книги, которые мне понрави­ лись. Но только не школьные произведения. А после этого урока я снова стала читать"После бала". Правда - такой маленький рассказ, а мысли о нем все идут и идут". Р.Р.ГЛАЙМАН ИСКУССТВО ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА НА УРОКАХ ПО ИЗУЧЕНИЮ РОМАНА-ЭПОПЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО "ВО'1НА И МИР" Школьное выразительное чтение - определенная ступень, и в то же время специфическая ветвь профессионального искусст­ ва звучащего слова. Учитель литературы обращается к "большо­ му" искусству главным образом для того, чтобы помочь учащим­ ся глубже постичь литературное произведение, в частности, такое объемное и сложное, как "Война и мир". &це до изучения романа-эпопеи учитель имеет реальную возможность предложить ученикам послушать самого Л.Н.Толсто­ го , кратко рассказав, как проводились документальные записи. В распоряжении учителя - две специальные пластинки ("Лев Толстой. У старого фонографа" и "Говорит Лев Толстой"), дру­ гие записи (например, "Говорят писатели" - П пластинка). Прослушивание таких документов поможет девятиклассникам вос- Ш'инять главное: четко и открыто выраженную позицию автора, обращенность речи к слушателям, стремление передать свои убе­ ждения другим., . Полезно привести дневниковое свидетельство мастера звучащего слова Д.Н. Орлова, его впечатление от про­ слушивания записи голоса Л.Толстого: "Общий характер речи очень русский, очень простой"1 . При этом нельзя забывать, что данные фонозаписи сделаны через четыре десятилетия после за­ I Орлов Д.И. Книга о творчестве. - М.: НТО, 1902, с. 144. J75

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=