ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

д|лоховы, и честное слово! Все вздор! Моэяо зарезать, украсть „все-таки быть счастливым..." ( т . П, ч . I , гл . ХУ) ? Но музыка привлекается Толстым не только для того, чтобы, раскрыть музыкальную чуткость и одаренность Наташи Ростовой. Жприятие ее пения становится средством характеристики пру­ да героев, в частности Андрея Болконского. Музыка рождает в :дм новые чувства, под ее влиянием жизнь представляется Бол­ онскому в ином свете. Именно музыка помогает князю Андрею дознать свою любовь к Наташе. "Кн язь Андрей стоял у окна, твзговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он цммотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что -то но­ вое и счастливое. Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно, йиу решительно не о чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях?.. О своих надеждах на будущее?.. Да и нет" ( т . П, ч . Ш, гл . X IX ) . Работа над выявлением роли музы­ ки в романе приведет учеников к выводам, что : ■>. через восприятие музыки Толстой раскрывает "диалектику души" героев, их психологию, смену мыслей, чу вс тв, настрое­ ний; восприятие музыки героем изображается через внутренний монолог и сопровождается авторским комментарием. Постоянное внимание к искусству изображения духовного мира героев в "Войне и мире" раскроет ученикам новаторский характер толстовского психологизма, передачи "диалектики души" героев, метода, оказавшего огромное влияние на многих русских и зарубежных писателей. И.Г.КАЧУРИН ТЕЛЕЭКРАН НА УРОНЕ ПО РАССКАЗУ Л.Н.Т0ЛСТ0Г0 "ПОСЛЕ БАЛА" Учебная телепередача на уроке литературы постепенно вхо- Ш т в быт школы*._________ 1[ В Ленинграде исследовательскую работу по учебному телеввде- Л Нито ведет экспериментальная лаборатория педагогического ии- 163

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=