ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

деваться в поставленных нами вопросах, чтобы сделать определен­ ие акценты в изучении романов Достоевского и Толстого и быть -отовым прийти на помощь учащимся в освоении нравственных, по­ этических, философских богатств этих произведений. Н. Б.ГОРДЕЕВА ШКОЛЬНИКАМ О МАСТЕРСТВЕ Л.Н.ТОЛСТОГО В РАСКРЫТИИ , "ДИАЛЕКТИКИ ДУШИ" В РОМАНЕ "ВОЙНА И МИР" Русская реалистическая проза XIX века характеризуется глу­ боким интересом к внутренней жизни героев.Многообразные приемы воссоздания психологии героев разрабатывали Лермонтов и Турге­ нев, Достоевский и Че хо в... Особое место в ряду этих писателей принадлежит Льву Нико­ лаевичу Толстому. Отличительной особенностью его творческой ма­ неры, проявившейся уже в самых ранних произведениях, является "чистота нравственного чувства" и глубина психологического ана­ лиза. Эти качества, отмеченные критикой, Толстой пронес через всю свою жизнь. Ярко и своеобразно проявились они и в романе- эпопее "Война и мир". Внимание к искусству психологического анализа развивает учеников эстетически и обогащает их теоретическими сведениями, помогающими проникнуть в творческий мир писателя и понять его место в истории литературы. Поэтому толстовское искусство пси­ хологического анализа, его новаторский характер должны быть в 'Поле зрения учителя на протяжении всего изучения "Войны и мира", а не только на заключительных уроках, посвященных анализу ху­ дожественного своеобразия романа. Как же организовать наблюдения над текстом и самостоя­ тельную исследовательскую работу учеников? В современной методической литературе описан ряд направ­ лений изучения "Войны и мира". Оставив в стороне спорные про­ блемы выбора путей, будем исходить из того, что роман объемен, рложеи, многогранен, на изучение его выделено наибольшее учеб­ ное время в школьной программе. А это значит, что учитель имеет возможность и необходимость вести анализ то "вслед за автором", то по темам и образам, постоянно соблюдая при работе 147

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=