ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
В поэме Гоголя есть строки, хотя и написанные в сатирическом ключе, но по-своему перекликающиеся с тем, о чем будет гово рить Л.Н.Толстой на страницах "Войны и мира": дело "происхо дило после достославного изгнания французов. В это время все наши помещики, чиновники, купцы, сидельцы и всякий гра мотный и даже неграмотный народ сделались, по крайней мере, на целые восемь лет заклятыми политиками". Купцы, например, верили, что "Наполеон есть антихрист и держится на каменной цепи, за шестью стенами и семью морями, но после разорвет цепи и овладеет всем миром". "Многие из чиновников и благо родногодворянства тоже невольно подумывали об этом, и, зара женные мистицизмом, который, как известно, был тогда в больше моде, видели в каждой букве, из которых было составлено сло во Наполеон, какое-то особенное значение; многие даже открыли в нем апокалипсические цифры". В IX классе ученики вновь обращаются к теме Наполеона - на этот раз читая роман Чернышевского "Что делать?", где со поставление Марьи Алексевны с императором французов создает комический эффект: "Уж на что , кажется, искусники бьли Луи-Фи ляпп и Меттерних, а ведь как отлично вывели себя за нос из Парижа и Вены в места злачные и спокойные буколически наела ждаться картиною того, как там, в этих местах, Макар телят гоняет. А Наполеон I как был хитр, - гораздо хитрее их обоих, да еще при этой-то хитрости имел, говорят, гениальный ум , - а как мастерски провел себя за нос на Эльбу, да еще мало пока залось, захотел подальше, и удалось, удалось так, что дотащи;1 себя за нос до Святой Елены !.. Увы, и Марья Алексевна не дам изъята от этой вредной наклонности". Нет сомненья, что сатирическое отношение русских писате л',1 к Наполеону обусловлено отрицанием самих основ индивидуг лизма и утилитаризма: ведь еще в 20-е годы, по словам Б. Г . Ре- изова,Наполеон казался воплощением такого типа мышления, ко торое было связано с презрением к долгу, нравственным обязан ностям и преследовало единственную задачу - личную пользуй. Тем более такое отношение к Наполеону оправдано условиям 50-60-х годов: ростом хищничества, с одной стороны, волюнта риотскими теориями взрыва общества - с другой, распространен ем в связи с этим анархоинливидуалистических идей, вроде тел I Реизов Б .Г . Понятие свободы у Пушкина, - В к н .: Из истории .европейских .литератур, с .37. 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=