ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
ние к народу как источнику всех ценностей, особенно духовных, беспощадное обличение пороков действительности, поиски смысла жизни, неприятие бездуховности и бездеятельности, Г.И,БЕЛЕНЬКИЙ ОБЛИЧЕНИЕ БОНАПАРТИЗМА (К ИЗУЧЕН!® В ШКОЛЕ РОМАНА "ВОЙНА И МИР") Тема бонапартизма (наполеонизма) - одна из сквозных в рус ской классической литературе; ставя ее, писатели по существу обращались к проблемам детерминизма и волюнтаризма, отношений человека и общества, путей перестройки социального строя, роли личности и народных масс в истории. К сожалению, ни учебник истории, где сообщаются самые кра ткие сведения о личности Наполеона, в частности, о его военню способностях и в то же время деспотических замашках, презрении к народу, ни учебники литературы или совсем не дают, или дают одностороннее, далеко не полное определение бонапартизма. Так; в учебнике литературы для IX класса читаем: "Бонапартизм (на полеонизм) - типичное выражение буржуазного индивидуалистичес кого сознания, культ сильной личности, сверхчеловека". А между тем В.И.Ленин писал: "Бонапартизм есть лавирова ние монархии, потерявшей свою старую, патриархальную или фео дальную, простую и сплошную, опору, - монархии, которая при нуждена эквилибрировать, чтобы не упасть, - заигрывать, чтобы управлять, - подкупать, чтобы нравиться, - брататься с подон ками общества, с прямыми ворами и куликами, чтобы держаться не только на ш т ы к е ...Т а к о в а политическая оценка бонапар тизма. Шесте с тем в этом и других высказываниях В.И,Ленина содержится указание и на нравственные аспекты бонапартизма: ложь, лицемерие, попытки выдать слово за дело, обманчивую внешность за сущность, прикрыть реакционность фиговым лист ком. О подобных моральных (вернее, аморальных) сторонах бона- I Ленин В.И . Поли.собр.ооч., т, 17. о. 273-274. См. также: т. 22, о. 203; т . 34, с. 50-51, 67-68; т . 17, с. 275-276, 325; т. 20, с. 406; т . 22, с. 130.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=