ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

взглядов, а бурный протест против социального неравенства и всех форм эксплуатации и закабаления трудового народа"^. Обобщающие уроки по теме "Война и мир" являются качествен но новым этапом в формировании мировоззрения учащихся, ибо, по мимо знания произведения Льва Толстого, они должны активно ис­ пользовать основные положения ленинских статей для характерис­ тики творчества писателя и литературного процесса конца XIX - начала XX века. Понимание учащимися принципа классовости литературы актид но формируется на уроках по творчеству Толстого. В.И.Ленин не ограничивается констатацией противоречий Толстого, а дает их конкретно-исторический анализ с точки зрения классового лица писателя. На обобщающих занятиях следует подчеркнуть важную мысль: если Плеханов основным противоречием Л.Толстого считал противоречие между гениальным художником и "слабым мыслителем' то В.И.Ленин не делит Толстого на мыслителя и художника, а да­ ет целостное рассмотрение творчества писателя, не противопоста вл яя его мировоззрения и эстетической системы. В основе проти­ воречий Толстого В.И.Ленин видит отражение противоречий дейст­ вительности. Более чем столетняя история жизни романа-эпопеи доказала справедливость слов И.Е.Рецина, назвавшего "Войну и мир" "вели­ кой книгой жизни". Современные учащиеся находят в ней ответы на вопросы о смысле жизни, об истинной дружбе и любви, высоко це­ н ят осуждение лжи и неискренности. В постепенном продвижении к смыслу произведения, к замыс­ лу автора, к значению сцен, образов, к пониманию в этом про­ цессе эстетической и философской концепции писателя, к осозна­ нию специфики его художественного мира в свете коренных положа ний марксистско-ленинской теории заключена возможность осущест вить комплексно задачу Формирования мировоззрения учащихся и, что особенно важно и что продолжает быть задачей наиболее тру1 ной, - применять знания в практической деятельности. В ходе всех уроков по роману "Война и мир" следует, испо." эуя ленинские принципиальные положения, добиваться понимания учащимися принципа классовости (в конечном итоге - и партийно; ти) литературы - основы их методологической ориентации и коя№ туального подхода к анализу художественных произведений. Расс' I Ломунов К. Лев Толстой в современном мире.-М.*. Современник, 19*У5, с, 439.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=