ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

сходительним, он даже словно веселится по поводу глупого уп­ рямства друга. Учащиеся вспоминают иную сцену, связанную по закону кон­ траста с рассмотренной, - разговор князя Андрея и Пьера на па­ роме во время поездки из Боьучарова в Лысые Горы. Это иной мир, иные отношения, это постоянное горение и поиск смысла жизни, это следование гражданским идеалам и высоким нравственным кри­ териям ("Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается, что он не знает истинного света и что Пьер дол­ жен прийти на помощь ему, просветить и поднять е го "). Мысли Толстого об истинной дружбе и любви, об истинной, естественной красоте Наташи и внешней,светской красоте Элен как красоте бездуховной важны для понимания толстовской концеп­ ции человеческой личности. Не менее важен другой аспект - изображение человека в по­ стоянном движении, обновлении. В романе немало сцен, раскры­ вающих эту сторону мировосприятия автора. Учащиеся используют их в ответах: после разговора князя Андрея с Пьером "что -то давно заснувшее, что -то лучшее, что было в нем ( в князе Анд­ рее. - Ред .), вдруг радостно и молодо проснулось в его ду­ ш е ..."; встреча с Каратаевым возвращает Пьеру ощущение красо­ ты мира. Не случайно "чувство радости, свободы, жизни", охватившее Пьера после освобождения из плена, сопряжено с новыми жизненны­ ми отбытиями, с новым отношением к народу: "Все лица: ямщик, смотритель, мужики на дороге или в деревне - все имели для не­ го новый смысл. Присутствие и замечания Вилларского, постоянно жаловавшегося на бедность, отсталость от Европы, невежество России, только возвышали радость Пьера. Там, где Вилларский ви­ дел мертвенность, Пьер видел необычайно могучую силу жизненно­ сти, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддержи­ вала жизнь этого целого, особенного и единого народа" ( т . 1У, п. 17, гл . ХШЬ С особым интересом относятся учащиеся к необходимости оп­ ределить идейно-композиционное значение сцены встречи Пьера и Наташи ( т . 1У, ч . 1У, гл . ХУ-ХХ). Возврат Наташи к жизни с ог­ ромной художественной силой раскрыт Толстым в тончайших движе­ ниях ее души, в деталях поведения. Учащиеся читают строки из заключительной XX главы 1У тома: "Все: лицо, походка, взгл яд , голос - все вдруг изменилось в ней. Неожиданное для 132

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=