ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
сходительним, он даже словно веселится по поводу глупого уп рямства друга. Учащиеся вспоминают иную сцену, связанную по закону кон траста с рассмотренной, - разговор князя Андрея и Пьера на па роме во время поездки из Боьучарова в Лысые Горы. Это иной мир, иные отношения, это постоянное горение и поиск смысла жизни, это следование гражданским идеалам и высоким нравственным кри териям ("Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается, что он не знает истинного света и что Пьер дол жен прийти на помощь ему, просветить и поднять е го "). Мысли Толстого об истинной дружбе и любви, об истинной, естественной красоте Наташи и внешней,светской красоте Элен как красоте бездуховной важны для понимания толстовской концеп ции человеческой личности. Не менее важен другой аспект - изображение человека в по стоянном движении, обновлении. В романе немало сцен, раскры вающих эту сторону мировосприятия автора. Учащиеся используют их в ответах: после разговора князя Андрея с Пьером "что -то давно заснувшее, что -то лучшее, что было в нем ( в князе Анд рее. - Ред .), вдруг радостно и молодо проснулось в его ду ш е ..."; встреча с Каратаевым возвращает Пьеру ощущение красо ты мира. Не случайно "чувство радости, свободы, жизни", охватившее Пьера после освобождения из плена, сопряжено с новыми жизненны ми отбытиями, с новым отношением к народу: "Все лица: ямщик, смотритель, мужики на дороге или в деревне - все имели для не го новый смысл. Присутствие и замечания Вилларского, постоянно жаловавшегося на бедность, отсталость от Европы, невежество России, только возвышали радость Пьера. Там, где Вилларский ви дел мертвенность, Пьер видел необычайно могучую силу жизненно сти, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддержи вала жизнь этого целого, особенного и единого народа" ( т . 1У, п. 17, гл . ХШЬ С особым интересом относятся учащиеся к необходимости оп ределить идейно-композиционное значение сцены встречи Пьера и Наташи ( т . 1У, ч . 1У, гл . ХУ-ХХ). Возврат Наташи к жизни с ог ромной художественной силой раскрыт Толстым в тончайших движе ниях ее души, в деталях поведения. Учащиеся читают строки из заключительной XX главы 1У тома: "Все: лицо, походка, взгл яд , голос - все вдруг изменилось в ней. Неожиданное для 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=