ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

моментов, на которых раскроем реализацию задачи формирования мировоззрения учащихся. Прежде всего, необходимо отметить, что в системе уроков по изучению "Войны и мира" особое значение при­ обретают такие качества анализа, как концептуальность и целост­ ность. Реализуются они в идейно-стилистическом анализе эпизодов, в определении "взаимосцепления" частей романа, в соотнесении идейного содержания и авторской позиции с мировоззрением Толсто­ го. Под таким углом зрения учитель сможет провести анализ "опорных" эпизодов I тома и на этой основе раскрыть про­ блематику романа. Учащимся желательно назвать следующие проб­ лемы: судьбы народа, вопрос о путях развития русского общества и о судьбах лучших представителей дворянского класса, проблема подлинного и мнимого героизма, истоки воинского подвига народа, приоритет нравственного духовного начала в человеке, вопрос о назначении женщины, проблемы воспитания, осуждение бонапартизма, ценность естественного начала в противовес всякого рода искус­ ственности. Остановимся на отдельных примерах. Работая над фрагментами Ш части I тома (гл . ХЛ-ХУ1), в которых события сосредото­ чены вокруг Аустерлицкого сражения, остановим внимание на сле­ дующих моментах, которые раскроются в коллективной беседе (под руководством учи теля). 1. Как помогает изображение коллективного начала в военной жизни солдат понять отношение Толстого к роли народных масс в истории? ("Солдат в движении также окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором находится... в день сражения... в нравственном мире войска слышитоя одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего-то решител! ого и торжественного,..") 2. Как связано описание военного совета на квартире Куту­ зова со всей последующей картиной Аустерлицкого боя? Почему возникли путаница и беспорядок в движении русской армии? 3 . Из каких деталей "лепится" образ Наполеона, наблюдаю­ щего за русским войском? Как помогают эти детали создать адечат левие о нравственном облике Наполеона и определить авторскую позицию? 4 . Как раскрыто состояние Кутузова? Как вы понимаете при­ чину его ревкого ответа императору? ("Потому и не начинаю, го­ сударь, - сказал звучным голосом Кутузов, как бы предупреждая 1'30

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=