ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

встречает начало нового дня. Под Т^лой Надя встречается с фронто- виком-командиром Алешей Пастуховым, и между ними, как будто, воз­ никает душевная симпатия. А другой молодой герой романа Иван Ра­ гозин - художник дивизионной газета погибает на фронте, и его хо­ ронят в братской могиле... Ознакомление о чернопими материалами и неосуществленными планами дает основание для некоторых выводов о новаторском харак­ тере творческих замыслов пиоателя, связанных в немалой степени о осмыслением толстовских художественных традиций. Теперь с еще большим основанием можно утверждать, что "Ко­ стер" был задуман как произведение, в котором Федин едва ли не первым в нашей романистике, да еще в такой заостренной, концентри­ рованной форме, освоил принципиально новый подход к изображению Великой Отечественной войны, который окажется в дальнейшем пер­ спективным в творчестве ряда современных баталистов. "В "Костре", - утверждал Федин, - война интересует меня не в стратегическом, а в философском плане"1. Подобный принцип эстетического освоения во­ енной темы найдет свое проявление в жанровом своеобразии романа, соотоящем в том, что "батальные сцены, - по определению писателя, - не станут внутренним, центральным событием"2 , а главным явится исследование возможности человеческого духа, нравственного потен­ циала человеческой личности, готовности к свершению патриотичес­ кого подвига, предельно обнажающихся в тот момент, когда герой оказывается у решающей черта между жизнью и смертью. Знаменательным представляется нам замысел Федина сделать дра­ матурга Пастухова центральной фигурой второй книги "Костра". Если бы роман был завершен, то, вероятно, воплощение темы Великой Оте­ чественной войны приобрело, бы новый, неожиданный в нашей литерату­ ре ракурс, ибо в этом случае важнейшее место в художественной структуре "военного" романа заняли бы проблемы интеллигенции и ис­ кусства. По-видимому, не случайно, что в черновых материалах к неза­ вершенным глава "Костра" наиболее полно, подробно, глубоко раз­ работаны эпизоды, посвященные пребыванию Пастухова в эвакуации,а эпизоды тульской обороны намечены эскизно. Это обстоятельство при­ обретает интерес в связи с проблемой соотношения личного жизнен­ ного опыта писателя и художественного осмысления им документаль­ ного материала. 1 Литературная газета, 1959, 18 апреля. 2 Литературная Россия, 1964, I января. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=