ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
встречает начало нового дня. Под Т^лой Надя встречается с фронто- виком-командиром Алешей Пастуховым, и между ними, как будто, воз никает душевная симпатия. А другой молодой герой романа Иван Ра гозин - художник дивизионной газета погибает на фронте, и его хо ронят в братской могиле... Ознакомление о чернопими материалами и неосуществленными планами дает основание для некоторых выводов о новаторском харак тере творческих замыслов пиоателя, связанных в немалой степени о осмыслением толстовских художественных традиций. Теперь с еще большим основанием можно утверждать, что "Ко стер" был задуман как произведение, в котором Федин едва ли не первым в нашей романистике, да еще в такой заостренной, концентри рованной форме, освоил принципиально новый подход к изображению Великой Отечественной войны, который окажется в дальнейшем пер спективным в творчестве ряда современных баталистов. "В "Костре", - утверждал Федин, - война интересует меня не в стратегическом, а в философском плане"1. Подобный принцип эстетического освоения во енной темы найдет свое проявление в жанровом своеобразии романа, соотоящем в том, что "батальные сцены, - по определению писателя, - не станут внутренним, центральным событием"2 , а главным явится исследование возможности человеческого духа, нравственного потен циала человеческой личности, готовности к свершению патриотичес кого подвига, предельно обнажающихся в тот момент, когда герой оказывается у решающей черта между жизнью и смертью. Знаменательным представляется нам замысел Федина сделать дра матурга Пастухова центральной фигурой второй книги "Костра". Если бы роман был завершен, то, вероятно, воплощение темы Великой Оте чественной войны приобрело, бы новый, неожиданный в нашей литерату ре ракурс, ибо в этом случае важнейшее место в художественной структуре "военного" романа заняли бы проблемы интеллигенции и ис кусства. По-видимому, не случайно, что в черновых материалах к неза вершенным глава "Костра" наиболее полно, подробно, глубоко раз работаны эпизоды, посвященные пребыванию Пастухова в эвакуации,а эпизоды тульской обороны намечены эскизно. Это обстоятельство при обретает интерес в связи с проблемой соотношения личного жизнен ного опыта писателя и художественного осмысления им документаль ного материала. 1 Литературная газета, 1959, 18 апреля. 2 Литературная Россия, 1964, I января. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=