ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

тором учитель, используя дедуктивный подход, сосредоточит вни­ мание класса на структурных особенностях всего произведения. Установка на формирование мировоззрения учащихся обязывает нас выдвигать уже на вводно-ориентировочном занятии в качестве основной проблему уяснения авторской позиции. Раскроем, какое значение имеет понимание мировоззрения и нравственного иде- -( ала писателя в рассмотрении "взаимосцепления" отдельных обра­ зов и сцен. Расскажем учащимся, что Толстой, работавший над "Войной и миром" с 1863 года семь лет, упорно искал художественную форму для воплощения своего замысла. Взяв за основу "мысль на­ родную", Л.Толстой нашел новую художественную форму романа-эпо- I; пей, рамки которого дали ему возможность раскрыть героический I подвиг народа в войне 1812 года. "Мысль семейная" в "Войне и Врирб" не существует отдельно от "мысли народной". Решена эта ■задача была особыми эстетическими средствами, путем включения Ё индивидуальных судеб в поток исторических событий, в обществен- I ную жизнь эпохи. Размышления Толстого об истинной сути описыва- S емых событий, его раздумья о роли человека в исторических судь- I ! бах народа объединяют философские и художественные главы рома- ■ на в единый композиционный узел, центральное место в котором [ отведено Бородинскому сражению. Обдумывая вопрос о смысле жизни, о причинах и последствиях i исторических событий. Толстой не случайно чередует философские рассуждения о ходе истории и р о т отдельной личности с изобра- ; жением Наполеона и Александра. Стихийно поняв роль народных масс в истории, писатель заблуждался в утверждении "бессознатель- I ной ... жизни человечества". Но это отнюдь не значит, что проти- I воречивость его мировоззрения рождала эстетические ошибки. Иначе не было бы творческой удачи в создании образа Кутузова. Связь философских и эстетических позиций сложна и диалектична, и про­ стое упоминание о противоречивости позиции писателя ничего не даст. Завершая вводно-ориентировочное занятие, подчеркнем, что в работе важен глубинный анализ сцен и образов, движение мысли учеников к истинному смыслу изображенной картины жизни. Это по­ может активизации деятельности учащихся в изучении текста про­ изведения. Мы остановились на характере вступительного занятия. В дальнейшем мы не будем в строгой последовательности раскрывать содержание всех уроков по роману, а выделим несколько узловых 129

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=