ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

в вида необходимость уделять больше внимания сильным, а не то лько противоречивым сторонам мировоззрения Толстого, его вели что , его влиянию на духовное развитие человечества, наконец, идеологической борьбе вокруг наследия писателя в современном мире. Проблема формирования мировоззрения учащихся в процессе изучения романа-эпопеи "Война и мир" связана и о решением воп роса о том, в каком порядке следует изучать статьи В.И.Ленина о Толстом. Среди методистов и учителей-словесников нет единого мнен-ц о времени изучения статей Ленина о Толстом в структуре темы. Считаем наиболее продуктивной точку зрения (см. например: Бел нький Г.И . К вопросу об изучении в школе статей В.И.Ленина о Л.Н.Толстом. - В к н .: Толстой в школе./Сост. Курдюмова Т.Ф.-М, Просвещение, 1977, с. 17; Курдюмова Т.Ф. Изучение романа-эпоп "Война и мир" как исторического произведения. - Литература в школе , 1978, J6 4 ) , согласно которой ленинские статьи являютс; стержнем уроков по творчеству писателя, причем их изучение мо­ жно в целом распределить на три этапа (см.: Молдавская Н.Д. Вслед за ленинской мыслью. - Литература в школе , 1978, №4) Первый - в связи о биографией и обзором творчества; второй - изучение текстуальное после уроков по "Войне и миру"; третий самостоятельное активное применение ленинских принципиальных положений в оценке романа-эпопеи. Теоретическое обобщение опыта ряда московских учителей и экспериментальная проверка различных вариантов изучения твор­ чества Толстого в 9 классе дают возможность конкретно предел ви ть, как реализуется задача формирования мировоззрения учащи ся в процессе анализа романа-эпопеи "Война и мир", При первом чтении текста учащиеся с большим интересом в< принимают событийную сторону романа-эпопеи, с меньшим - фило­ софскую. Эстетические оценки, нередко достаточно глубокие и содержательные, охватывают, в основном, систему образов ром- Художественная структура романа не улавливается учащимися сквозь призму восприятия событий, образов, исторического и жизненного материала.'Поэтому учителю целесообразно рассказе как отразилась система взглядов Толстого в общей структуре романа. Надо не забывать и о том, что большой объем романа представляет сложность для целостного восприятия его школьни­ ками. Анализу романа может быть предпослано рассуждение, в кс

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=