ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
реализуя поставленные проблемы, учитель опирается на прин- положения ленинских статей о Толстом, что поможет дается учащимся. Величайшее за в о е ва н и е м а р к с и с т с ко й философии - утве рж д е ние ^д а ^со в о сти ф илософии, и с к у с с т в а , ли те р а туры - было ге н и а л ь н о развито на ноеом и с т о р и ч е с ко м рубеже В .И . Лениным. В статье "Лев Толстой, как зеркало русской революции” В.И . Ленин новаторски оценил творчество и мировоззрение Толстого в свете теории отражения, дав образец глубокого конкретно-исто рического рассмотрения эпохи, классовой борьбы, существа про тиворечий писателя, в которых отразились вое сложности и конф ликты реальной действительности. Учителю важно учесть, что сов ременные литературоведы1 выступают против односторонней оценки статей В.И.Ленина о Толстом только как результата применения теории отражения к анализу творчества писателя, выдвигая про блему своеобразия его как художника слова. Современная эстетическая мысль уделяет большое внимание воздействию мировоззрения писателя на его художественный мир. "Все своеобразие видения мира творцом, весь отбор жизненного материала определяется и регулируется мировоззрением... При этом наиболее непосредственно влияет на творчество та часть, сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, созна тельно или стихийно реализуемой в образах"» - пишет Ю.Борев2 . Показать, как отразилось мировоззрение Л.Толстого в его естетической системе^ в его художественном мире, в его автор ских оценках, - одно из важнейших направлений работы по творче ству Толстого. Второе направление - работа над выводами, обоб щениями, связанными с понятиями классовости, народности, исто ризма, внутренним стержнем которых являются ленинские положения,, высказанные о такой силой и убедительностью в его гениальных статьях о Л.Толстом. Ш Ставя перед учащимися принципиальные положения творчества писателя, следует подумать о преодолении своего рода традиции, мешающей целостности изучения толстовского наследия. Мы имеем 1 Ломунов К. Лев Толстой в современном мире. - М.: Современник, | 1975, с. 437-438} Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник, - г М.; Художественная литература , 1978. 2 Борея В. Эстетика.~М.; Госполлтиздат, 1975, с. 12. Правильно понять и оценить то т литературный материал, который
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=