ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

реализуя поставленные проблемы, учитель опирается на прин- положения ленинских статей о Толстом, что поможет дается учащимся. Величайшее за в о е ва н и е м а р к с и с т с ко й философии - утве рж д е ние ^д а ^со в о сти ф илософии, и с к у с с т в а , ли те р а туры - было ге н и а л ь н о развито на ноеом и с т о р и ч е с ко м рубеже В .И . Лениным. В статье "Лев Толстой, как зеркало русской революции” В.И . Ленин новаторски оценил творчество и мировоззрение Толстого в свете теории отражения, дав образец глубокого конкретно-исто­ рического рассмотрения эпохи, классовой борьбы, существа про­ тиворечий писателя, в которых отразились вое сложности и конф­ ликты реальной действительности. Учителю важно учесть, что сов­ ременные литературоведы1 выступают против односторонней оценки статей В.И.Ленина о Толстом только как результата применения теории отражения к анализу творчества писателя, выдвигая про­ блему своеобразия его как художника слова. Современная эстетическая мысль уделяет большое внимание воздействию мировоззрения писателя на его художественный мир. "Все своеобразие видения мира творцом, весь отбор жизненного материала определяется и регулируется мировоззрением... При этом наиболее непосредственно влияет на творчество та часть, сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, созна­ тельно или стихийно реализуемой в образах"» - пишет Ю.Борев2 . Показать, как отразилось мировоззрение Л.Толстого в его естетической системе^ в его художественном мире, в его автор­ ских оценках, - одно из важнейших направлений работы по творче­ ству Толстого. Второе направление - работа над выводами, обоб­ щениями, связанными с понятиями классовости, народности, исто­ ризма, внутренним стержнем которых являются ленинские положения,, высказанные о такой силой и убедительностью в его гениальных статьях о Л.Толстом. Ш Ставя перед учащимися принципиальные положения творчества писателя, следует подумать о преодолении своего рода традиции, мешающей целостности изучения толстовского наследия. Мы имеем 1 Ломунов К. Лев Толстой в современном мире. - М.: Современник, | 1975, с. 437-438} Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник, - г М.; Художественная литература , 1978. 2 Борея В. Эстетика.~М.; Госполлтиздат, 1975, с. 12. Правильно понять и оценить то т литературный материал, который

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=