ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

оценка художником любого явления литературы и искусства возможна лишь с точки зрения того класса, который своей исторической ро­ лью, своей борьбой за освобождение всех трудящихся от эксплуа­ тации доказал свое право быть вождем человечества, с точки зре­ ния рабочего класса и его партии. Работы В.И.Ленина - пример по­ следовательно классовой, коммунистически партийной, научней оценки литературных явлений. Текстуальная работа со статьей В.И.Ленина "Л .Н.Толстой", как и обзор по теме "Роль мировоззрения в художественном твор­ честве" на материале истории литературы второго этапа русского освободительного движения,позволят усилить идеологическую, кон­ кретно-историческую остроту и глубину суждений учащихся. Привле­ ченный .для этой цели материал статей В.И.Ленина, отработка навы­ ков тезирования и конспектирования источников, работа по матери­ алу лекций учителя отвечают задачам современного образования и научной, марксистско-ленинской мировоззренческой подготовки уча- щихся-старшекласоников. В 10 классе в работе с вводной темой обращаемся к статье В.И.Ленина "Лев Толстой, как зеркало русской революции". Нужно показать учащимся всю важность борьбы партии и Ленина против "отказа от политики" поэтов и писателей в эпоху величайших клас­ совых битв - на конкретном материале. Борьба Ленина за Толстого, против его предрассудков и заблуждений, мешающих ему стать в полной мере выразителем интересов народа в революции, знамени­ тые статьи о Л.Толстом и являются таким предельно конкретным ма­ териалом. Работу следует организовать как беседу-повторение, рассчитанную на углубленное, проблемное прочтение отатьи "Лев Толстой, как зеркало русской революции". Дадим важнейшие поло­ жения этой беседы. Вернувшись к рассмотрению вопроса о мировом значении Тол­ стого, предлагаем обратиться к ленинским статьям и текотам про­ изведений писателя, чтобы раскрыть понятие "оамый трезвый ре­ ализм, срывание всех и всяческих масок...". В дальнейшем в бесед включаем вопросы, связанные с анализом слабых сторон Толстого дополнительно к тому, что уедали из статьи "Л.Н.Толстой", и под­ ходим к характеристике "кричащих противоречий", перечитываем пример с солдатскими восстаниями. Подчеркивается промежуточный между крестьянством и пролетариатом характер социального соста­ ва солдатской массы, меньшинство пролетариата, в силу чего "дви­ жение в войсках ае показывает даже приблизительно такой всерос-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=