ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

революции он должен был отразить в своих произведениях"1 . 2 . Показав на этой основе всемирно-историческое значение Л . Толстого, Ленин резко критиковал попытки идеализировать его мировоззрение в целом, обходя слабые, реакционные его стороны: отрицание политики, учение о непротивлении злу насилием, отри­ цание революционной борьбы, проповедь новой, "очищенной" рели­ гии. || 3. Решительный отпор со стороны Ленина встретили всяческие попытки исказить Л.Толстого с "общечеловеческих" позиций, пред­ ставить его самого выразителем "всеобщей человеческой совести", а его мировоззрение и творчество в этом смысле - "цельным", гар поличным, единым. 4. В.И.Ленин подчеркивает, что русский народ на основании изучения художественных произведений Толстого лучше узнает сво­ их врагов, собственные слабости, политическую незрелость, не позволившие в годы первой революции довести до победного конца дело освобождения ("Только тогда добьется русский народ осво­ бождения, когда поймет, что не у Толстого надо ему учиться до­ биваться лучшей жизни, а у того класса, значения которого не понимал Толстой и который единственно способен разрушить нена­ вистный Толстому старый мир, - у пролетариата"^). Здесь приведены центральные положения анализа в тезисных формулировках с привлечением цитат из статей В.И.Ленина, как они могут быть зафиксированы самими учащимися в ходе классных заня­ тий. Эта работа основана на комментированном чтении фрагментов отатей В.И.Ленина "Лев Толстой, как зеркало русской революции" и "Л .Н.Толстой". В комментарий внооятся общественно-политичес­ кие, историко-революционные, философские пояснения, разъясня­ т с я новые слова, выражения, термины. Основная цель кошента- рия - углубить идейно-художеотвенное понимание изученных про­ изведений Л.Н.Толотого, подготовить учащихся к самостоятельно­ му тв8ированию статьи В.И.Ленина "Л .Н.Толстой". Именно эта статья легча воспринимается учащимиоя-девятиклассниками и в беседе, и в тезирован»®. Статью "Лев Толстой, как зеркало рус­ ской революции", хронологически первую из серии работ В.И.Ле­ нина о Л.Толстом, более плодотворно в целом изучать в 10 классе: к я овязи о изучением вводного раздела к истории литературы со­ циалистического реализма,и при повторения темы "Л.Н.Толстой", I Ленин В.И. Поля.собр.соч., т . 17, с. 206, 8 Ленин В.И. Поля.собр.соч,, т . 20, с. 71.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=