ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
ки революции в одной из стран, придавленных нрепостничеством.. . Во-вторых, он охарактеризовал вторую половину этой эпохи, как "те в высшей степени сложные противоречивые условия, социальные влияния, исторические традиции, которые определяли психологию различных классов и различных слоев русского общества в поре форменную, но дореволюционную эпоху"1. Известные ленинские су ждения взяты здесь в неполном виде, в однозначном смысле, чтобы только подчеркнуть признаки действительности Толстого, отразив шиеся в его творчестве. При последующем чтении и анализе статей Ленина они обретут свой полный и глубокий смысл. Аналогичным образом на этом этапе целесообразно опираться на многие оценки Лениным разных сторон действительности и творчества Толстого. Среди других оценок, завершая общий обзор жизни и творче ства Толстого, мы вновь возвращаемся к суждению, теперь уже взятому в полном виде: "Эпоха подготовки революции . . . высту пила', благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества". Каким образом, - спрашиваем мк учащихся, - историческая эпоха может стать шагом вперед в художественном развитии? И От вечаем, подчеркивая важнейшую мысль Ленина: благодаря гениаль ному художественному освещению. Новая эпоха, ставшая достоянием художественного сознания, вызвала к жизни гениальные произведе ния и определила новый шаг в художественном развитии человече ства, в эстетическом познании мира^. Таковы предпосылки рассмотрения темы "В.И.Ленин о творче стве Л.Н.Толстого" в 9 классе. Работу оледует начинать с постановки вопроса о специфике отражения действительности в творчестве великого художника, за тем раскрыть противоречия в творчестве и мировоззрении Толотого художника, обнаружить причины, их породившие, и подвести уча щихся к осознанию ленинской концепции мирового значения лично сти и творчества писателя. Из всего многообразия и богатства ленинских мыслей о Тол стом отбираются и выносятся в центр анализа следующие: I . Духовная биография и произведения Л.Толотого неопро вержимо доказывают, что "...е с л и перед нами действительно ве ликий художник, то некоторые хо тя бы из существенных сторон 1 Ленин В.И. Поли.собр.соч., т . 20, с. 19, 21. 2 Бочаров С. Статьи В.И.Ленина о Толстом и проблема художествен ного метода. - Вопросы литературы , 1958, Л 4. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=