ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

Чтобы придерживаться научности в методике изучения историко-ли­ тературного курса, нужно научить школьников обнаруживать, как "и з данных отношений реальной жизни" возникло произведение ис­ кусства слова. При этом они должны учитывать, что исторически объективное содержание художественного произведения в значите­ льной мере определяется мировоззрением художника, эотетически и сложно реализованным в целостную, внутренне не разложимую си­ стему, являющую собой исторически обусловленный факт обществен­ ного сознания. . Мировоззрение писателя охватывает весь комплекс философс­ ких; общественно-политических, нравственно-эстетических и иных воззрений, взглядов человека, художника в их диалектическом единстве. Чтобы понять ту или иную идею писателя, вскрыть ее истинное, а поэтому - общественное содержание, нужно уяснить, как она связана в сознании художника с другими идеями и пред­ ставлениями, понять характер и причины этих связей, отражающих реальные отношения действительности, субъективное и объективное в ней. Ленинский анализ учи т, что мировоззрение художника харак­ теризуется, прежде всего, тем, что вддит он в самой жизни, ка- ' кие стороны действительности привлекают его внимание, каким ге ­ роям отдает он симпатии, какой идеал утверждает. Ленин никогда не отделял взгляды писателя от его творчества, но и не допускал прямого отождествления мировоззрения и творчества. Чтобы избежать методологических ошибок, обратим особое вни ­ мание на закономерности формирования мировоззрения Толстого в процессе эстетического освоения действительности, понимаемой по-ленински. Подобное понимание действительности закладывается в ходе уроков, посвященных изучению биографии и обзору творчества Тол­ стого. Это важнейшая сторона подготовки учащихся к изучению статей Ленина о пиоателе. Реализация ленинской методологической концепции состоит в том, чтобы до чтения и анализа статей вклю­ чи ть соответствующие им оценки той атмосферы, в которой форми­ ровалась живая личность Толстого и рождалось его художественное творчество, как акт взаимодействия со всем сложным потоком жизни, Должны уместно прозвучать ленинские мысли иг разных отатей его в контексте суждений учителя: "Л.Н.Толстой выступил, как ве­ ликий художник, еще при крепостном праве и т . д . " . Два характер­ ных признака действительности запечатлеются в сознании учащихся особенно рельефно. Во-первых, Ленин назвал ее "эпохой подготов-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=