ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

("Утро помещика", "Дневник помещика", "Идиллия", "Тихон и' Маланья", "Поликушка"). В первом случае "яснополянское" про­ свечивает сквозь призму "лирического изображения" (Е.Н.Кул- реянова) родового имения Толстых, навеянного впечатлениями детских лет писателя, определяется сложной структурой произ­ ведения, в котором сочетается картина ранних лет человечес­ кой жизни и их сознание взрослым, умудренным жизненным опы­ том человеком. Во втором писатель не вуалирует сеою "натуру" она выступает нагляднее, ощутимее, единичное и конкретное обретает черты широкой типичности (реальные прототипы, под­ линные названия деревень и селений Тульского края, подлин­ ные имена и фамилии яснополянских крестьян и т .д .) . На примере толстовских произведений мы рассматриваем такие элементы "местного колорита",как язык (использование диалектизмов), имена и фамилии действующих лиц, их соотноше­ ние с именами и фа(лилиями прототипов (проблемы ономастики), географические наименования (проблемы топонимики), подчерки­ ваем важность осознания "местного колорита" в органической связи с общей концепцией художественного произведения, всем его идейно-художественным богатством. Четвертая тема спецкурса - "Литературное краеведение в школе"-имеат методический характер и основывается на систе­ ме, -разработанной известным специалистом школьного литератур­ ного краеведения проф. М.Д.Янко (см. его работы: Литературное краеведение в школе. -М ., 1965; Работа со школьниками по ли­ тературному краеведешш: Методические рекомендации. -М ., 1972). Большое внимание уделяется Толстому, тому месту, ко­ торое занимает его изучение в различных классах, возможностям постепенного усложнения изучаемого материала от класса к клас r 'i. Характеризуются методы и приемы использования краеведчес­ кого материала на уроках по изучению Толстого в средних и старших классах с постепенным его расширением, возрастанием доли самостоятельности учащихся - от кратких сведений, дава­ емых самим учителем, до Ьамостоятельно подготовленных учени­ ками сообщений и докладов. Говоря о краеведческом аспекте при изучении Толстого на уроках и во внеклассное время, ссы­ лаемся на опыт как учителей, живущих и работающих в самых раз­ личных областях Российской Федерации, так и учителей Тульс­ кой области. Особенно интересен опыт заслуженного учителя школы РСФСР Г.Н.Пироговой (Яснополянская школа), Созданный 114

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=