ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
В ' в числе таких примеров - роман Толстого "Семейное счас- фОВ* 0 жизненной основе "Семейного счастья , соотношении ре- • фактов и их художественного воплощения существует зна- ^тельная научная литература (работы Н.Н.Гусева, Б.М.Эйхенба- К , Н .К .Гуд зи я, С.П.Бычкова, Е.Н.Купреяновой, Б.И.Бурсова и других)» Исследователи единодушно отмечают автобиографическую оояову произведения, в котором нашли отражение события, происше- в 1856-1857 годах в Тульском крае, когда Толстой, по воз вращении с военной службы, быьал в Судакове (поблизости от Ко-, сой Горы) и пережил серьезное увлечение жившей там В.В.Арсень- евой, едва не приведшее к браку. Однако соотношение жизни и художественного вымысла в "Семейном счастье", написанном в пору вапряженных духовных исканий Толстого, размышлений о своем на значении, решении самых различных вопросов социального, нрав ственного, эстетического порядка, чрезвычайно сложно. Присут ствующие в произведении автобиографические моменты ни в коем случае не должны приводить к выводу о "прямом" изображении га сителем эпизода своей биографии. Основываясь на анализе "Се мейного счастья", один из исследователей этого произведения приходит к примечательному выводу: "Отбор фактов и особенно стей прототипов не есть, как обычно думают, прием, обеспечива ющий только более выпуклое воспроизведение образов действите льности, но есть операция воображения, с помощью которой писа тель может создать совсем иные образы, принципиально отличаю щиеся от прототипов"*. г1 Факты действительности, почерпнутые писателем в том пли ' другом крае, переработанные в творческой лабораторга, придают созданному игл произведению так называемый "местный колорит". Проблема "местного колорита**, его проявлений в романтизме и реализме, соотношения со структурой произведения разработана еще очень шло. Впечатления, полученные Толстым в Тульском крае, сказывались в его произведениях всего ярче и непосред ственнее, когда в них изображались картины помещичьего и кре- -Отжянекого быта, природа среднерусской полосы. Однако харак- TsP "местного колорита" оказывается в каждом произведении не повторимо своеобразным; достаточно, к примеру, сравнить "ясно полянское" в трилогии "Детство ", "Отрочество", "Вность" и в ^Произведениях, Изображающих жизнь дореформенного крестьянства Никифорова O.K. Исследования по психологии художественного н творчества. - М., 1972, с. 123. И З .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=