ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
читаемого курса в огромной мемуарной литературе о Толстом: свидетельства (ра материале жизни писателя в родном крае; о его близости к народу, постоянном стремлении помочь нужд,-' ющимся, о любви к родной русской природе, о воздействии на его художественные и публицистические произведения впечатле ний, почерпнутых им на тульской земле (мемуары С.Л.Толстого С.А.Толстой, Т.Л.Сухотиной-Толстой, А.И.Толстой-Поповой, В. Булгакова, Х.Н.Абрикосова и других). Используя воспоминания Н.В.Лавыпова, Т.А . Кузминской, С.П.Спиро, Е.Л.Маркова, К.С. I Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, показываем связи Толстого с городом Тулой, с теми его местами, которые пре красно знакомы каждому студенту и которые должны обрести дл I него новый, особый смысл. Обращаемся и к такой своеобразной разновидности мемуаров, как народные рассказы о Толстом. Осо- бый интерес в этом случае вызывают материалы фольклорной пр . ктики наших студентов в 1978-1979 годах, проводившейся в Яс ной Поляне и ее окрестностях. Наряду с другими фольклорными жанрами было записано и немало народных рассказов о Толстом от тех, кто видел и знал его или слышал о нем от своих отцов и дедов. Эти рассказы особенно ценны выраженным в них народт м отношением к Толстому, народным восприятием его личности. Рассмотрев ряд источников литературного краеведения, оха рактеризовав специфику каждого из них (например, строгая дс - ментальность архивных документов не может дать представления 0 живой человеческой личности, - того, что можно найти в.мему- j арах, в которых, однако, возможны проявления субъективизма i:x авторов, неточное сообщение фактов и т . д . ) , мы говорим о ком плексном, как правило, использовании источников в конкретны, исследовательских целях, об их взаимосвязях, взаимообогащек! . иллюстрируя эти положения примерами из толстоведческого крае- ведения*. Третья тема спецкурса - "От жизни к образам" - посвяще:i основополагающей теоретической проблеме литературного краев дения, прослеживанию пути от жизненных впечатлений писателя почерпнутых им в том или ином крае, к созданию художественн образов. На ряде примеров мы показываем сложность претворен: < в ткань художественного произведения реальных жизненных фак- 1 Бушкпнец Е .Г . Студент Лев Толстой. - Волга, 1978, № 9,с .1 " 159; Минопин М.В, Реальная основа повести Л.Н.Толстого Н' в мире виноватых", - Научные доклады высшей школы: Филолог" ческие науки, Х9-Б2, №4, с. 121-132. П 2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=