ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

красота форм - ее характернейшая ч е р та )..." (П опоек ина Т . , Ершова 0. - 21, 23, 2 4 ). Рассматривая иллюстрации Шмаринова, , убеждаемся, что художник предельно точен в передаче характер­ ных деталей. Этому способствовала большая подготовительная работа и тщательное изучение романа. Художник пишет: "Неод­ нократно перечитывая роман, выписывая из него все, относящее­ ся к внешности героев, я составил "личное дело" на каждого героя, собрал все биографические данные за 16 лет (1804-1820 годы): возраст, одежда, перемещение по службе и т . д . " (2 1 ). Толстой настаивал на соблюдении точности в воспроизведе­ нии исторических деятелей. Так, к рисунку "Багратион на бата­ рее Тушина" он делает замечание: "Тушин и артиллеристы очень хороши, хо тя я Тушина воображал молодым, но у Вас прекрасно выражена в нем почтенная комичность. Багратион совсем хорою. Черты должны быть грубее гораздо, потом не шапка, а картуз со смушками - это исторический костюм. Бурка всегда носится на боку - так что прореха над правым плечом ..." (Поповкина Т . , Ершова 0 . - 3 7 ). Сопоставляя текст с иллюстрациями, мы убеж­ даемся, что Шмаринову удалось избежать ошибок первого иллюст­ ратора эпопеи Толстого. На заключительном этапе изучения темы "Использование ил­ люстрации в процессе изучения художественного текста" приходим к выводу, что для учителя, несомненно, интересны иллюстрации ху­ дожников - современников писателя, создавших исторически вер­ ные комментарии к литературным произведениям. Они помогают школьникам познакомиться с людьми, жившими в далекое прошлое, понять эпоху. Большую ценность для работы в школе представляют иллюст­ рации советских живописцев к произведениям классической лите­ ратуры, так как художник, вооруженный марксистско-ленинским мировоззрением, своим отношением к поступкам и делам изобра­ жаемых людей оценивает произведение писателя в свете современ­ ных идей, раскрывает их общественную ценность. Советский художник, оставаясь судьей героев я событий о позиции современного человека, знающего законы общественного развития, понимающего советские нормы общественной морали, должен реалистически воссоздать картины прошлого. Это не все­ гда ему удается в такой мере, как художникам - современникам писателя-классика, имевшим возможность в жизни нвблвезть лю­ дей, подобных героям произведений, хорошо зновшим быт эпохи, 105

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=