ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
ного произведения. На заключительном этапе работы снова обраща емся к этому вопросу, сообщая дополнительные сведения. Так, что бы определить стиль писателя, особенности образного строя, ху дожник использует различные средства, б том числе - решение пространства бумажного листа. Предлагаем подумать, почему одни рисунки небольшие, а другие во всю страницу или в разворот двух страниц, одни имеют вертикальный формат, а другие - горизонталь ный, указываем на большую роль композиции рисунка. Рассматривая иллюстрацию "Бал у Ростовых", отмечаем прекрасно найденное ком позиционное решение его, дающее возможность широко показать московское общество и познакомить нас с большинством героев, которым предстоит действовать в последующих частях романа. Несомненным достоинством иллюстраций Шмаринова является близость к композиционному построению и жанровым особенностям произведений Толстого. В соответствии с композицией романа ху дожник изображает на иллюстрациях большого формата кульминацион ные эпизоды каждого тома. Достаточно полно идейно-тематическая основа романа-эпопеи может быть выявлена только з серии иллюст раций, и Д.А.Шмаринов создает такую серию из 30-ти рисунков. Основной герой "Войны и мира" - русский народ, и большинство ил люстраций посвящено его изображению. Иллюстрации помогают также понять роль отдельных художест венных приемов, использованных Толстым. Например, писатель при давал большое значение деталям в описании внешнего облика геро ев. Многократное повторение их было одним из наиболее употреби- мых им приемов выявления психологической и социальной характера тики действующих лиц. Толстой использует этот прием для выраже ния и сложного внутреннего мира и крайне примитивного. В замеча ниях к отдельным иллюстрациям М.С.Башилова писатель обращает внимание живописца на детали внешности своих героев, помогающие раскрыть характерные особенности персонажа. Например, к иллюст рации "На вечере у А.П.Шерер" Л.Н.Толстой делает следующее за мечание: "Группа хороша, но князь Андрей зелик ростом и недоста точно презрительно-ленив и грациозно-разваливиийся". Рисунку "Ипполит Курагип" были посвящены строки письма: "Портрет Иппо лита, которого Вы ошибочно назвали Анатолем, - прекрасен, но нельзя ли, подняв его верхнюю губу и больше задрав его ногу, сделать его более идиотом и карикатурнее?". Сцена "Князь Васи лий и Анна Михайловна" очень понравилась писателю: "Анна Михай ловна, просящая за сына кн язя Василия,- превосходно - она-ои - прелестны. Элеи - нельзя ли сделать погрудастее (пластичная 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=