ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

кий текст романа" (2 4 ). Вспоминаем, что Наташа в романе про­ ходит путь от девочки до взрослой женщины,и убеждаемся, что Шмаринов любовно и тактично раскрывает в 11-ти иллюстрациях храни этого образа. Особо останавливаемся на иллюстрации "На­ таша в Отрадном". Рисунок так хорош, что не возникает сомне­ ний: именно такой изобразил писатель свою героиню в этой сцене. Однако обращение к тексту убеждает, что художник "отступил от текста". Толстой в этой сцене показывает не Наташу, а передает читателю впечатление от нее кн язя Ан.;рея, который не видит, а только слышит ее. Но впечатление Болконского настолько живо и ощутимо, что мы верим рисунку Шмаринова. Оценивая образ Наташи в эпилога, студенты иногда замечают только превращение романтической, поэтической Наташи в счастли­ вую мать. Рассмотрение иллюстрации "Пьер в детской" подтвержда­ ет мысль Толстого, что и у Наташи - жены и матери бывали мину­ ты, когда "яркий, блестящий, радостный свет лился потоками из ее . ...л и ц а "*, отмечаем, что Шмаринов сохранил в любимой героине Толстого черты ее поэтического образа. Работа с иллюстрациями Шмаринова помогает уяснить разницу во взглядах между писателем, творившим много лет назад, и со­ ветским художников, вооруженным марксистской наукой. Известно, что Толстой отрицал влияние личности на ход исторических собы­ тий, поэтому великий русский полководец изображен Толстым муд­ рым созерцателем, вся заслуга которого сводится к тому, что он мешал всему делаться так, как-оно делалось само по себе. Совре­ менная точка зрения но данному вопросу нашла отражение в иллю- страциях Шмаринова, который, сохраняя всем известные портретные черты Кутузова, придает его поступкам волевую направленность и разумную целеустремленность. Три листа посвящены Кутузову. Рассматривая иллюстрацию ; "Кутузов после совета в Филях", где главнокомандующий изобра­ жен погруженным в глубокое раздумье, студенты утверждаются в С мысли о том, что несколько минут назад было принято всесторонне обдуманное и единственно верное решение, что полководец предви­ дит дальнейший ход войны, который приведет к гибели армии Напо­ леона. Показывая, как в иллюстрациях раскрывается идейно-темати- пеская основа произведения, мы затрагиваем вопрос об отражении д рисунках художественно-стилистических особенностей литератур- I Толстой Л.Н. Война и мир , эпилог, ч . 1, г л . XT. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=