ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

и получил одобрение писателя, в нем не раскрыт характер героя. Мы видим лежащего на диване молодого человека, углубившегося в чтение. У Шмаринова Пьер полулежит на диване, свободная по­ за говорит о врожденной непринужденности, задумчивое лицо зна­ чительно, в нем видна те "склонность к философствованию", ко­ торую отмечал Толстой. Художник слова, описывая подчас непривлекательный внешний облик своего героя, может показать, как прекрасна его душа и поступки. Толстой особенно отмечает несоответствие духовной и физической красоты человека. Живописец не должен выразить внут­ реннее во внешнем. Поэтому иллюстраторам иногда приходится от­ ступать от "литературной точности". Но Шмаринов успешно спра­ вился с трудностью: он сохранил нескладность фигуры Пьера и су­ мел показать его духовную силу. Студенты приходят к выводу, что в иллюстрации-портрете черты героя романа, с которыми писатель знакомит нас постепенно, художник обобщает в одном зрительном образе. Обращаться к таким иллюстрациям целесообразно при рабо­ те над характеристикой персонажа. Своеобразие иллюстраций Шмаринова заключается в том, что психология героя раскрывается им не только в портрете, но и в иллюстрациях, рисующих персонаж в различных ситуациях, что дает возможность глубоко и разносторонне характеризовать человека, проследить "диалектику души" главных героев. При анализе.всех 12-ти рисунков, посвященных Пьеру, отмечаем, что художник ото­ брал сцены, в которых ярко и выпукло проявляются какие-то чер­ ты героя или эпизоды, иэобраимющие события, сыгравшие поворот­ ную роль в его судьбе, убеждаемся, что Шмаринов так же, как и Л.Н.Толстой, показывает своих героев в движении, в непрерывном развитии их духовных сил, выявляя "переходы" в образе героя. Так работа с иллюстрациями помогает понять и один иэ основных приемов создания образов действующих лиц романа "Война и мир". Новые подтверждения тому, что художник очень внимательно относится к тексту романа, к замечаниям писателя, высказанным первому иллюстратору, находим мы, работая над графическим обра­ зом Наташи Ростовой. Толстой в переписке с Башиловым просит ху ­ дожника придать своей героине "тип Танечки Берс". Шмаринов вни­ мательно изучил фотографии свояченицы Толотого, но, как он за­ мечает, "все это могло служить отправным, но не единственным материалом... Руководящим для меня, разумеется, был каноничес- ю!2

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=