ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
и получил одобрение писателя, в нем не раскрыт характер героя. Мы видим лежащего на диване молодого человека, углубившегося в чтение. У Шмаринова Пьер полулежит на диване, свободная по за говорит о врожденной непринужденности, задумчивое лицо зна чительно, в нем видна те "склонность к философствованию", ко торую отмечал Толстой. Художник слова, описывая подчас непривлекательный внешний облик своего героя, может показать, как прекрасна его душа и поступки. Толстой особенно отмечает несоответствие духовной и физической красоты человека. Живописец не должен выразить внут реннее во внешнем. Поэтому иллюстраторам иногда приходится от ступать от "литературной точности". Но Шмаринов успешно спра вился с трудностью: он сохранил нескладность фигуры Пьера и су мел показать его духовную силу. Студенты приходят к выводу, что в иллюстрации-портрете черты героя романа, с которыми писатель знакомит нас постепенно, художник обобщает в одном зрительном образе. Обращаться к таким иллюстрациям целесообразно при рабо те над характеристикой персонажа. Своеобразие иллюстраций Шмаринова заключается в том, что психология героя раскрывается им не только в портрете, но и в иллюстрациях, рисующих персонаж в различных ситуациях, что дает возможность глубоко и разносторонне характеризовать человека, проследить "диалектику души" главных героев. При анализе.всех 12-ти рисунков, посвященных Пьеру, отмечаем, что художник ото брал сцены, в которых ярко и выпукло проявляются какие-то чер ты героя или эпизоды, иэобраимющие события, сыгравшие поворот ную роль в его судьбе, убеждаемся, что Шмаринов так же, как и Л.Н.Толстой, показывает своих героев в движении, в непрерывном развитии их духовных сил, выявляя "переходы" в образе героя. Так работа с иллюстрациями помогает понять и один иэ основных приемов создания образов действующих лиц романа "Война и мир". Новые подтверждения тому, что художник очень внимательно относится к тексту романа, к замечаниям писателя, высказанным первому иллюстратору, находим мы, работая над графическим обра зом Наташи Ростовой. Толстой в переписке с Башиловым просит ху дожника придать своей героине "тип Танечки Берс". Шмаринов вни мательно изучил фотографии свояченицы Толотого, но, как он за мечает, "все это могло служить отправным, но не единственным материалом... Руководящим для меня, разумеется, был каноничес- ю!2
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=