ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
; 8 которую создавались иллюстрации, отражается в выборе тем ■fcg них. Иллюстрации Емаринова создавались в годы общего пат риотического подъема после Валяной Отечественной войны, ког да произведение Толстого читалось как свидетельство русской народной славы. И Шмаринов выделяет героическую тему романа. Основные носители идейного содержания - литературные герои, и не случайно художники стремятся написать их портреты. Искусствоведы справедливо утверждают: никакое словесное опи сание внешности человека никогда не может конкурировать с жи вописью, графикой или скульптурой. Шмаринов создал 15 портре тов главных действующих лиц, где "герои изображаются крупным планом в своем типичном облике" (24). Так, например, сравне ние портрета Пьера работы Шмаринова и страниц романа, посвя щенных описанию внешности этого литературного героя, особен ностей его характера, позволяют сделать вывод о том, что ху дожник средствами изобразительного искусства создал образ, соответствующий литературному. В немалой степени этому способ ствовало то , что Шмаринов руководствовался замечаниями Толсто го к рисункам художника Башилова ("Драгоценным материалом ока залась переписка Толстого с М.С.Башиловым“/ 2 1 / ). Здесь пред ставляется возможность более подробно познакомить студентов с первыми иллюстрациями романа "Война и мир" и показать, как вши графики к абсолютному соответствию создаваемого образа замыслу писателя. М.С.Башилов в двух первых рисунках в основном правильно передал черты внешности Пьера ("Толстый молодой человек с стри женой головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и коричневом фраке"). Затем прочитываем заме чания Толстого к этим рисункам. "Лицо его хорошо (только бы во лбу ему придать побольше склонности к философствованию - мор щинку или шишки над бровями), но тело его мелко - пошире и потучлее и покрупнее его бы надо... Портрет Пьера, я думаю, не сделать ли лежащим на диване и читающим книгу, или рассе янно задумчиво глядящим вперед через очки, оторвавшись от кни га - облокотившись на одну руку, е другую заоунув между н о г . . . " 1 Рассматривая иллюстрации Шмаринове и окончательный вари ант портрета Пьера, выполненный Башиловым, отмечаем, что оба И&пожяяиа учли замечания писателя. Но хотя башшювский портрет I Поповкина Т . , Ершова 0, Первые иллюстраторы произведений Л.Н. Толстого. - М.: Изобразительное искусство, I97B , о. 21. Далее |. сноски на вто издание в тексте, 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=