ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г

мы" (22, 25, 26 ). В процессе чтения спецкурса большое внимание уделяется анализу способов раскрытия идейно-тематической основы литера турных произведений средствами живописи, графики. В первую очередь это проявляется в выборе тем для рисунков, в системе акцентов. Сравним, например, результаты работы Л .0 .Пастернак- и Д.А.Шмаринова. Л .0 .Пастернак принял участие в иллюстрировании романа "Война и мир" в 1893 году. Ему предложили выбрать для иллюстрирования четыре сюжета. Так были создана акварели "Пер вый оал Наташи", "Наполеон и Лаврушка", "Свидание раненого кн язя Андрея с Наташей в Мытищах”, "Расстрел поджигателей фра; цузами". Сопоставляя иллюстрации с романом, приходим к выводу, что Л.О.Пастернак не стремился раскрыть оснозние темы произве дения, а выбрал эпизоды, наиболее выигрышные для передачи их содержания средствами изобразительного искусства. Наоборот, Д.А.Шмаринов трактует роман как эпическое полотно, посвящение подвигу русского народа в Отечественной войне 16IB года, поэт му у художника иная система акцентов.. Он пишет: "Наиболее важ­ ные темы рисунков - кульминации, выражающие содержание каждого тома романа, выделены мной на двойные рисунки-развороты. Их п ять : в первом томе "Бал у Ростовых" - широкий показ московок го общества 1800-х годов, где почти все персонажи-портреты. Во • втором томе - это сцена охоты Ростовых, момент травли вешка. Центральной темой третьего тома является Бородинский бой. Я изобразил на этом рисунке грозные каре русской пехоты, о кото­ рые разбиваются налетающие и откатывающиеоя назад волны фран­ цузской коьницы. В четвертом томе такими центральными рисунка­ ми стали "Партизаны ведут пленных французов" и "Речь Кутузова н войскам под Красным"1 , Д.А.Шмаринов стремился к более глубо кому анализу литературного произведения и вслед за автором "старался писать историю народа", поэтому половина его иллю­ страций посвящена военным и народным темам, в которых худож­ ник показал величие, мудрость, силу и красоту русского чело­ века. Подобный пример'помогает понять, какие стороны художест­ венного произведения вызвали интерес живописца, почему он ак­ центирует наше внимание на данных эпизодах, выявляют ли его рисунки основные Темы эпопеи, а также убеждает в том, что эпох I Шалили; Н.Н. Творчество советских иллюстраторов. - М.: Ака­ демия художеств СССР, 1962, с. 32, 34. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=