ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №8 1981г
мы" (22, 25, 26 ). В процессе чтения спецкурса большое внимание уделяется анализу способов раскрытия идейно-тематической основы литера турных произведений средствами живописи, графики. В первую очередь это проявляется в выборе тем для рисунков, в системе акцентов. Сравним, например, результаты работы Л .0 .Пастернак- и Д.А.Шмаринова. Л .0 .Пастернак принял участие в иллюстрировании романа "Война и мир" в 1893 году. Ему предложили выбрать для иллюстрирования четыре сюжета. Так были создана акварели "Пер вый оал Наташи", "Наполеон и Лаврушка", "Свидание раненого кн язя Андрея с Наташей в Мытищах”, "Расстрел поджигателей фра; цузами". Сопоставляя иллюстрации с романом, приходим к выводу, что Л.О.Пастернак не стремился раскрыть оснозние темы произве дения, а выбрал эпизоды, наиболее выигрышные для передачи их содержания средствами изобразительного искусства. Наоборот, Д.А.Шмаринов трактует роман как эпическое полотно, посвящение подвигу русского народа в Отечественной войне 16IB года, поэт му у художника иная система акцентов.. Он пишет: "Наиболее важ ные темы рисунков - кульминации, выражающие содержание каждого тома романа, выделены мной на двойные рисунки-развороты. Их п ять : в первом томе "Бал у Ростовых" - широкий показ московок го общества 1800-х годов, где почти все персонажи-портреты. Во • втором томе - это сцена охоты Ростовых, момент травли вешка. Центральной темой третьего тома является Бородинский бой. Я изобразил на этом рисунке грозные каре русской пехоты, о кото рые разбиваются налетающие и откатывающиеоя назад волны фран цузской коьницы. В четвертом томе такими центральными рисунка ми стали "Партизаны ведут пленных французов" и "Речь Кутузова н войскам под Красным"1 , Д.А.Шмаринов стремился к более глубо кому анализу литературного произведения и вслед за автором "старался писать историю народа", поэтому половина его иллю страций посвящена военным и народным темам, в которых худож ник показал величие, мудрость, силу и красоту русского чело века. Подобный пример'помогает понять, какие стороны художест венного произведения вызвали интерес живописца, почему он ак центирует наше внимание на данных эпизодах, выявляют ли его рисунки основные Темы эпопеи, а также убеждает в том, что эпох I Шалили; Н.Н. Творчество советских иллюстраторов. - М.: Ака демия художеств СССР, 1962, с. 32, 34. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=