ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

социальный вопрос, над которым не раз задумывался и Толстой. "От чего вокруг меня в крестьянском быту, эта страшная нищета, и беспо­ мощность, и распущенность?" /том же/. Задумываясь над этим вопросом, Рачинский должен был невольно прийти к мысли о несправедливости со­ циального строя тогдашней России. Он предчувствует большие измене­ ния в жизни России. "Не могу отделаться от мысли, - пишет он тогда Толстому, - что в нашем народе происходит психологический переворот, пробуждение умственных и нравственных сил, что мы накануне чего-то громадного..." /там же, -22В-2 2 9 /. В своей педагогической практике Рачинский широко использовал книги Толстого для школьного чтения. Он ставил их выше сборника ба­ рона Н.Корфа "Наш друг" и "Йодного слова" К.Ушинского. "...Ваши к н и г и д л я ч т е н и я /разрядка автора/, - пишет он Толсто­ му ь января 1878 года , - величайшая услуга, до сих пор оказанная русскому школьному делу. ...Благодаря Вашим книгам, мои старшие уче­ ники уже читают с наслаждением "Капитанскую дочку" и "Дубровского", некоторые повести и комедии Гоголя, но мостик еще слишком узок.Нуж- но его росширить и упрочить. Ради бога еще несколько рассказов в объеме приблизительно "Кавказского пленника" /е го не начитаются/. Не бойтесь углублять содержание, захватывать новые сферы жизни, но­ вые понятия. В се , что Вы расскажете, будет понято и оценено" /пРТ, 2 2 3 /. В другом письме /от 5 февраля того же года / Рачинский замеча­ е т : "Видали ли Вы, как новички, прочитавшие несколько страниц из "Новой азбуки", останавливаются, пораженные чудом грамоты, крестят­ ся и целуют Вану книгу? Как более грамотные мальчики с нежностью гладят Ваши "Книги для чтения", приговаривая: "вот это - книга доб­ рая !" /там же,??б/. Свою высокую оценку "Новой азбуки" и "Книг для чтения" Рачин­ ский позднее высказал печатно. В "Заметках о сельских школах" он пи­ сал: "Ни в одной европейской литературе ничего подобного не сущест­ вует. ...Великий писатель посвятил несколько лет своей жизни сель­ ской школе, много учил в ней и многому в ней научился. Нго книги /пригодные для детей всех сословий/ - не плод художественной прихо­ ти, а жизненное дело, совершенное с глубочайшим вниманием ко всем его практическим подробностям... Во многих своих очерках и мелких рассказах он доходит до чисто пушкинской трезвости и силы"\ Письма Рачинского глубоко волновали Толстого. Читая их, он "пе­ реживал свои старые школьные времена, которые всегда останутся одним из самых дорогих, в особенности, чистых воспоминаний"/6?,317/. Л.Н. Толстой делится с СД Дачинским своими сокровенными мыслями, в частности, по вопросу о том, "для чего нужны школы". Несколько лет 98

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=