ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

Карлом Стоем, изучал его деятельность и писал Толстому: "Он слышал о Вашем журнале, чрезвычайно интересуется им и очень просит Вас при удобном случае прислать ему вышедшие номера... Я убежден, что Ваши наблюдения не пройдут для него даром и что в глубине души он согла­ сится с Вами во многом, доже если не захочет самому себе признаться в этом"3 . Толстому было приятно внимание и благожелательное отношение Рачинского к его педагогическим занятиям и журналу. "Письмо В аш е ..., - отвечает он Рачинскому, - одно из т е х , которое я считаю наградой за свою неблагодарную / в смысле сочувствия публики/ деятельность. Я и не рассчитываю на награды, но тем приятнее их получать. Вы проч­ ли, поняли и кое с чем согласны; большинство же говорят: "Это какой Толстой? не Алексей? не Оберпрокурор? Ах, да "Детство". Он мило пи­ шется успокаиваются" / 6 0 , 4 3 3 / . И Толстой обещает послать книжки своего журнала в Германию профессору Стою. В это время Толстой много писал о необходимости широкой органи­ зации в России народных школ. И естественно, что он не обошел внима­ нием школьные дела Варвары Александровны Рачинской. "Что бы вы или ваша сестра написали мне в Я§ную| Т1рлян$ о жизни и развитии ва­ шей школы. Оттенок школы под женской рукой очень интересен; особен­ но в вашем семействе", - пишет он С.А. Рачинскому / 6 0 ,4 3 3 - 4 3 4 / . И позднее, в 1870-х годах, когда Рачинский поселился в Татеве и стал народным учителем, главной темой его переписки с Толстым яв­ ляется сельская школа. Рачинский считает, что Толстой натолкнул его на педагогические занятия, и он благодарен ему за это. "С тех пор, как меня затянуло это дело, - пишет он, - я так часто и с такой лю­ бовью думаю о В а с . . . Ведь вы же, помните, наталкивали меня на это д е л о . . . " /йРТ ,219/. Он рассказывает Толстому об организации татев- ской школы и средствах, на которые она существует. "С родителей бе­ рется только мука на хлеб, остальное, как и вся школа, - на мой счет. За это прикармливание меня сильно упрекают. Но до сих пор я от него особенного вредо не вижу. Здоровье же детей видимо улучши­ лось" /пРТ ,217 /. С большой любовью пишет Рачинский об учениках, о "настойчивой, ненасытной жажде учения" у крестьянских ребят, их не­ заурядных способностях и нравственной красоте. "Передо мной постоян­ но шестьдесят крестьянских мальчиков. Лля меня несомненно, что уро- авнь умственных способностей и нравственной силы между ними несрав­ ненно выше, чем между шестидесятью мальчиками из наших высших сос­ ловий, или между шестидесятью крестьянскими мальчиками из самой об­ разованной местности Германии" /пРТ,2 2 8 /. Рачинский ставит острый

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=