ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
тойного свободного человека, в их извечной стремлении сделать жизнь красивой, хорошей и приятной для всех"3 0 . Правда жизни, высоконравственное, человеческое начало, зара зительность и эмоциональность, оощедоступность - вот требования и толс то го , и Куприна к истинным произведениям искусство. "Чем силь нее заражение, - говорил Толстой, - тем лучше искусство как искус с тво , не говоря о его содержании, т .е . независимо от достоинств тех чу вс тв , которое оно передает" ( 3 0 ,1 4 9 ) . и заразительности как одном из важных критериев оценки истин ного искусство говорил и Куприн. Н..Вержбицкий вспоминал: “Однажды я спросил у Куприна: "Что в первую очередь необходимо для талант ливого литературного произведения? - Чтобы оно волновало, - ответил о н .- Ясли оно не будет волно ва ть , то и мысли, заложенные в нем, не дойдут до читателя в полной мере. А если и дойдут, то не зал ягут глубоко и надолго"3 ^ X X I X Ранние рассказы Куприна на тему искусства, его теоретические суждения по этому вопросу - свидетельство демократической позиции писателя. Этим во многом обусловлены сходные стороны в эстетических воззрениях Толстого и Куприна. Куприн солидаризировался с великим художником слово в борьбе за реалистические принципы искусства, в критике декадентского нап равления в литературе, лому в их творчестве во многом служило об ращение к теме живописи. Преодолеть в себе и окружающем мире власть зло го , темного, косного, установить на земле царство красоты, доб ра и правды - вот цель Толсто го , а вслед за ним и его младшего со временника Куприна. Утверждению исторической бесперспективности декадентов, их страху перед грядущим и Толстой, и Куприн противо поставляли веру в лучшее будущее, в торжество реалистических прин ципов искусство, связанного с жизнью народа. В.МЛенин писал: "Обличение капитализма и бедствий, причиняе мых им массам, совмещалось у него /Толстого - и . к . / с совершенно апатичным отношением к той всемирной освободительной борьбе, кото рую ведет международный пролетариат"3 2 . Куприн в уО-УОО-е годы также был далек от революционного пути изменения жизни. Как и То л стой, он утверждал нравственное назначение искусства, иднако, об ращаясь к тем же вопросом жизни и искусства, которые интересовали Толс то го , Куприн, как и другие писатели конца XIX-качала XX веков, в меру своих сил и возможностей поддерживал голос великого худож- 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=