ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

ный доктор", "инкера"). В рассказе "Погибшая сило" Куприна поставлены эстетические проблемы. По мнению писателя, существуют два основных типа художе­ ственного видения; "первый, когда ты сам активно участвуешь в со­ бытиях, создаваемых внутренним зрением, и, второй, - когда ты ос­ таешься сторонним наблюдателем. Однако и в том, и другом случаях художник должен обладать внутренним зрением, внутренним слухом,обо­ нянием, чувством перевоплощения""^. Куприн утверждает два способа изображения в литературе - реа­ листический и романтический, которые, с преобладанием то одного, то другого в различные периоды жизни, были присущи самому писателю ("Ночная смена", "То с т "). Реалистический тип художественного видения характерен и для живописца Ильино. Его полотно воспроизводят правду народной жизни, сцены русской вольницы ("Праздник у Степана Разина"). Особенности таланта живописца даются через воспоминание Савинова, учившегося одновременно с Ильиным в художественной академии. "Это, - кок он вспоминает об Ильине, - свежий талант, как будто на целую голову стоявший выше своих сверстников. К нему прислушивались, ему подра­ жали, его удивигелыше работы привлекали всеобщее внимание" ( ? , 3 8 4 ) . Так Куприн прославляет силу реалистического искусства. Романтический тип художественного видения ощутим в картинах художника Савинова. Куприн неоднократно обращает внимание читателя на печальные глаза русской богоматери, "большие, такие ясные, крот­ кие", которые смотрят но нравственно опустившегося художника Ильи­ но "не г н е в н о ... нет! Смотрят печально так , жалостно" ( 2 , 3 7 7 ) . Это, кок отмечает писатель, - "проникающие в глубь времен бчи". Здесь угадывается авторское субъективное, связанное с идеалом Куп­ рина - его верой в торжество добра, красоты на земле. Обликом бо­ гоматери Куприн утверждал нравственное назначение искусства. И в этой также перекликался с Толстым, противопоставлявшим тезису дека­ дентов "искусство для искусства" свой лозунг - “Эстетика есть выражение этики". "Искусством будут считаться, - указывал писатель, - только те произведения, которые будут передавать чувства, влекущие к брат­ скому единению, или такие общечеловеческие чувства, которые будут соединять всех людей. Только это искусство будет выделяемо, допус­ каемо, одобряемо, распространяемо" (ЗУ ,л7У). С этические, нравственным началом связывал понятие красоты и Куприн. “Оно (искусство - И .К .), - утверждал писатель, - призвано объединять людей в их усилиях превратить мир в светлое жилище дос- ■ " 85

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=