ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

общество, с другой - все нористоющее нравственное прозрение героя. "Это было ухе совсем стыдно и г а д к о . .. что-то было отвратительное и кощунственное в этом изображении матери в виде полуобнаженной красавицы. Это было тем более отвратительно, что в этой хе комнате лежало эта женщина, ссохшаяся кок мумия. Обнаженность груди на пор­ трете напоминала ему другую молодую женщину, которую он видел на днях ток же обнаженной. Это была Мисси" ( 3 ? ,9 У - 1 0 0 ) . Большое идейно-художественное значение имеет тема живописи в рассказе Куприна "Погибшая сила". В произведении угадываются кон­ кретные творческие связи писателя с художниками-современниками; Репиным, Суриковым, Саврасовым. Об этом свидетельствуют названия картин: "Праздник у Степана Розина" Ильина близко и по названию, и по содержанию к картине Сурикова "Степан Разин". В первоначальном же варианте оно носило репинское название "Воскрешение дочери Иаира". Есть основание предполагать, что и фамилия героя - Ильин связана с именем замечательного художника Репина. И это не случай­ но. Именно к УОО-м годам относится начало дружбы Куприна и Репина. "Мой отец, - вспоминает К.Куприна, - начиная с 1У05 года , часто посещал Пенаты" Репина... он часто сравнивал его в живописи с ве­ ликим Толстым""*6 . Действительно, Куприн нередко сопоставлял реа­ листические репинские принципы изображения с толстовскими. "По­ добно Толстому, - отмечал Куприн, - он (Репин - И.К.) в своих кар­ тинах избегал придумывания и фантазии и брал для своих персонажей живых, знакомых людей... И долее: Репин умел вглядеться внутрь че­ ловека, в глубину души его и характера, и понять их л неведомой силой запечатлеть их на холсте для почти бесконечной жизни"2^ . В картинах другого художника-пейзажиста Савинова получили от­ ражение особенности живописи А.К.Саврасово, автора таких замечатель­ ных полотен, кок: "Проселок", "Могила на Волге", "Грачи прилете­ ли" и др. (1873-1876 г г . ) . И. Левитан писал: "С Саврасова появилось лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле"2 8 . Тот же лиризм раскрывает в пейзажной живописи своего г е ­ роя и Куприн. "Художник Савинов, - пишет он, - любил пейзажи в ви­ де кровавого безветренного заката солнца, летних лунных ночей . . . * , "...любил среди кипучего городского водоворота отыскать тихий архаический переулок, уединенную старинную церковь, поросшую влаж­ ным мхом, или натолкнуться на яркую, полную движения народную сце- ну“( 2 , 3 7 9 ) . Как реалистические принципы Репина, так и лиричность живописи Саврасова были близки манере творчества самого Куприна, раскрывавшего правду народной жизни, создававшего великолепные по своей эмоциональности пейзажные зарисовки ( "Ночная смена", "Чудес­ ен

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=