ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

Художественной высоты у Куприна достигает живописец Савинов, оставшийся стоически верным искусству. С ним связана мысль писате­ ля о необходимости нравственного равновесия для души творящей. Вспомним отстаивание внутренней свободы музыканта в рассказе Тол­ стого "Альберт". Обликом же живописца Ильина Куприн выносит приговор измене таланту, правде и озарению в искусстве. Горькая судьба героя, не сумевшего устоять в жизненной борьбе, - с одной стороны, напутст­ вие писателя современным ему служителям искусство, живущим в усло­ виях самодержавного произвола и деспотизма, с другой - обвинитель­ ный акт жестокой буржуазной действительности. И в этом он солида­ ризируется с поздним Толстым, который, определяя перспективы ис­ кусст ва , писал: "Художник будущего не поймет даже, как может ху­ дожник, главная радость которого состоит в наибольшем распростра­ нении своего произведения, отдавать свои произведения за известную плату. До тех пор, пока не будут высланы торговцы из храма, храм искусства не будет храмом" ( 3 0 , 1 8 2 ) . По силе обличительного пафоса рассказ "Погибшая сила" близок к поздним произведениям Толстого. И.В.Корецкая пишет: "Если положительные идеи Куприна шли от раннего Толстого, то в критике действительности, в осуждении бур­ жуазной цивилизации, собственнической морали, дурмана милитаризма на него воздействовало наследие Толстого в целом""’5 . В 9 0 -900 -е годы Куприн одновременно с Толстым выступал в качестве обличителя всех современных устоев буржуазно-дворянского миро. Много общего между писателями было и в понимании сущности и общественной роли искусства. Начиная с Н.В.Гоголя,русские писатели (И.С.Тургенев, М.Е.Сал- тыков-Щедрин, Ф.М.Достоевский, В.М.Гаршин и др.) обращались к про­ изведениям живописи в качестве средства выражения своих эстетиче­ ских взглядов. Эту традицию наследовал ЛЛ . Толстой. Вспомним сцену восприятия портрета матери Нехлюдовым в романе "Воскресение"( 1 8 9 9 ) . Выполненный знаменитым художником, портрет, на котором мать героя была изображена в виде полуобнаженной краса­ вицы, в черном бархатном платье, кажется Дмитрию фальшивым, неес­ тественным, как та среда, в которой он вращался, как собственная жизнь. Неоднократным употреблением выражений "стыдно и гадко ", "от­ вратительно", емкими контрастными сопоставлениями полной сил моло­ дой красавицы на портрете с недавно умиравшей, старой, иссохшей от болезни женщиной, с людьми из его круга, Толстой усиливает, с од­ ной стороны, изображение фальши и паразитизма жизни дворянского 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=