ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
жение богоматери с младенцем на руках. Все дышало наивной и глубо кой верой в этой картине: и золотое небо - торжественное, полное чудес и тайн библейское небо, и синие, тонкие утренние облака, слу жащие престолом групп, и трогательное сходство в лицах матери и ре бенка, и милые изумленные личики кудрявых ангелов. И тем могущест венней, тем неотразимей должно было очаровывать и умилять зрителя божественно-прекрасное лицо богоматери - кроткое и вместе с тем строгое, с этими как будто проникающими в глубь времен очами, полны ми безмолвной, покорной скорби"(2,377). Картина производит потрясающее впечатление на Ильина. "Видел я вашу картину.Созерцал, наслаждался и плакал, - беспорядочно и в о с торженно бормотал Ильин, идя рядом с Савиновым и поминутно сбегая с тротуара на мостовую, чтобы дать дорогу встречному прохожему.-По трясла она меня до самого нутра, до остолбенения!^,3 83 ). Под вли янием картины Савинова, олицетворяющей все высоконравственное, чис тое, красивое, Ильин на какой-то момент нравственно возрождается и вспоминает лучшую пору взлета своего таланта,не осуществленный им идеал. "И вдруг меня точно толкнуло что-то."Боже мой, - думаю я , - ведь это моя мечта, ведь этот самый идеал я носил в душе, когда она еще была чиста, ведь и я мог бы создать что-нибудь похожее на этот божественный обра з "(2 ,383 ). Но в то же время нравственно-чис тое и красивое в облике богоматери заставляет героя с особенной силой осознать весь ужас своего падеция. "О,господи! А я-то нетрез вый, гаденький, грязный, в отрепьях, только из вертепа вырвался.. . 1утко мне сделалось, а глаз отвести не мо гу.. ."(2 ,383 ). Противопо ставлением высокого и низкого, красивого и безобразного Куприн зри мо раскрывает трагизм положения художника и человека в буржуазном мире. Толстой считал искусство "проявлением высочайшего могущества в человеке", оно, по его мнению,дается редким людям и."поднимает из бранника на такую высоту, на которой голова кружится, и трудно удер жаться здравым. В искусстве,-писал он, - как и во всякой борьбе, есть герои, отдавшие все своему служению и гибнувшие, не достигнув цели "(5,50). Не устоявшими в жизненной борьбе героями у Толстого являются скрипач и певец-тиролец ("Альберт", "Люцерн"). Куприн также считал талант редким даром человека. Он, по мысли писателя, приходит и уходит независимо от его воли ("Полубог", "К сл а в е "), но в то же время талант - это и упорный труд, когда "нуж но работать как вол, самозабвенно, без устали, ни о чем другом не думать, терпеть неудачи, начинать все сначала терпеть бедность, не слушать ничего, что не касается искусства" 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=