ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
следствие социальных контрастов в жизни, следствие профанации ис кусства в буржуазном мире, зараженном болезнью корысти и торгаше с т в о ,- таков вывод писателя. В рассказе звучит мысль о поруганном искусстве в буржуазном мире. Стремясь купить любовь аристократки, Ильин делает свой талант средством наживы и губит его . Здесь в судьбе живописца Ильина угадывается сходство с участью гоголевского художника Чарткова ("Портрет"). "С тех пор, - рассказывает Ильин,- началась сумасшедшая погоня за деньгами, грошовые заказы, иллюст рации, самодурство меценатов, - все что х о т и т е ... Вот я и мыкаюсь с тех пор, Иван Григорьевич. До вывесок спустился, до малярных ра бот" ( 2 , 3 9 1 ) . В произведении ощутима и полемика писателя с предста вителями "чистого искусства". Ильин вспоминает: "Другие умней были. Тот иллюстрации, тот виньеточки, тот карикатурим,. . У них веселье, попойки, на острова поехали, женщины, хохот, а я сижу, завернувшись поверх пальто в одеяло, и теорию перспективы изучаю. Трогательно! Виньеточки-то за позор считал. Как, помилуйте, унижение искусства, профанация" ( 2 , 3 8 8 ) . КЛомунов отмечает: "Образ главного героя рассказа Толстого "Альберт" был задуман писателем в пушкинском ключе,о чем свидетель ствует эпиграф, взятый из стихотворения Пушкина "Поэт и толпа": 'Не для корысти, не для битв - Мы рождены для вдохновенья. Ор Для звуков сладких и молитв" с ( 2 - я редакция рассказа). Исследователь правомерно указывает на от личие героя -поэта у Пушкина от героя-музыканта у Толстого, без вольного, потерявшего себя, опустившегося на дно жизни*33. Куприн- ский герой скорее - параллель толстовскому. Рассказы Толстого и Куприна роднит и вторая тема - утвержде ние могущества подлинного искусства, его нравственно-оздоровитель ное влияние на человека. Под воздействием музыки "немолодой, уста лый от жизни" дворянин Делесов в рассказе Толстого "Альберт" чув ствует себя семнадцатилетним и переносится воображением в лучшую пору своей жизни, в пору первой юношеской любви. Музыка рождает в нем добрые намерения помочь музыканту. Под звуки исполняемых мелодий духовно преображается и сом музы кант. Жалкий и робкий, он "с каждой нотой вырастал все выше", под нимаясь в своем гордом величии над презирающим его аристократичес ким обществом. Рассказ "Погибшая сила" Куприна начинается с описания картины Савинова на библейскую тему: "Русская богоматерь с младенцем на ру- к а х ". "на золотом фоне, - пишет Куприн, - почти оконченное изобра- 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=