ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
обычной жизнью людей, зарабатывая свое существование каким-либо трудом. Плоды же той высшей духовной силы, которая проходит через него, он Судет стремиться отдать наибольшему количеству людей, по тому что в этой передаче наибольшему количеству людей возникших в нем чувств - его радость и награда" ( 3 0 , 1 8 2 ) . Не в меньшей мере мысль о профанации искусства, его трагичес кой судьбе в мире торгашества волновала и Куприна. Наметившаяся в - таких рассказах, как “Картина", “Художник", эта проблема с особен ной глубиной раскрыта им в рассказе 'Погибшая сила" ( j .9 0 0 ) , кото рый явился своего рода художественной декларацией Куприна предре волюционной поры, н нем писатель в художественной форме раскрывает волнующие его вопросы о сущности и назначении искусства, о соотно шении этического и социального начал в творчестве, о способах изоб ражения, об идеале художника, по своей идейной направленности рас сказ близок к другим произведениям Куприна, в которых обличается власть капитала. В центре внимания автора - трагическая судьба художника в мире купли и продажи. В идейно-тематическом плане рассказ близок к рас сказу "Альберт" Толстого. О близости этих произведений свидетель ствуют первоначальные варианты названия рассказа Толстого - ‘Про пащий", ‘Поврежденный", "Погибший". И хотя у толстого речь идет о музыканте, а у Куприна - о художнике, в судьбах этих героев много сходного, и Альберт, и ильин - талантливые люди, обладающие даром искусства, оказываются на дне жизни. Их трагическое положение усу губляется неразделенной любовью к женщине из аристократического круга (тема искусства и у Толстого, и у Куприна неразрывно связана с темой любви). Музыканту и художнику пытаются помочь другие герои. У Толстого - это дворянин Делесов, у Куприна - талантливый, преус певший в искусстве художник Савинов. Однако эти попытки кончаются неудачей. г ассказ Куприна от толстовского отделяет около пятидесяти лет. Писатель на новом, капиталистическом этапе общественного развития России показывает жизнь служителей искусства и всем содержанием произведения приводит читателя к выводу, что она не стала лучше. И в этом писатель был верен правде жизни. Есть основание предпола г а т ь , что в трагической судьбе живописца Ильина воплощена горькая участь замечательного художника-пейзажиста А.К.Саврасова, спившего ся и умершего в 1897 году. — Показом судьбы погибшего художника и человека Куприн отвечает на вопрос, сформулированный в рассказе словами Некрасова: "Как до шла ты до жизни такой?" Гиоель Ильина - художника и человека - 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=