ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

читателя11. Слишком “горячая" для этого была тема р а с с к а з а ... 2 . Ориентировка на "один известный род читателя", на читатель­ скую, якобы, избранность - это не снобизм деятеля от искусства. Это доказательство того , что писатель не обольщает оебя утопичео- кими надеждами на глобальный успех создаваемой вещи у читающей публики, доказательство антивсеядности в искусстве. В случае же с "Люцерном", когда сама фабула наталкивала на мысль, что перед толпой (равно перед аморфной читательской массой) иногда бесполезно "метать б и с е р " ,- такая ориентировка приобрета­ ла тем более особый, острый смысл. 3 . Естественность и простота толстовского представления цепи связи "автор-читатель" равна ее важности. Опыт предпринимается бес­ хитростный. Автор описывает читателя, которому он адресует свое произведение: если читатель не чувствует авторской нацеленности на себя, то читать вещь бесполезно; если же, напротив, читатель узна­ ет себя ("точно такой, каким я вас предполагаю"), то , значит, фено­ мен "заразительности" искуоства состоялся. 4 . Если цепь связи "автор-читатель" замкнута, то читателю “не нужно ничего уяснять, толковать", ему даже "можно с полною уверен­ ностью передавать мысли оамые не ясные по выражениям". В "Детстве" это было, может быть, и приемлемо, ибо уверенность в "отклике" чи­ тателя была максимальной: все когда-то бывают детьми. "Отрочество" уже способствовало дифференциации человеческих характеров. "Юность" уже разъединяла человечество - "коммуникабельность" ослаблялась, бесчисленность и пестрота читательских восприятий, соответственно, становились непостижимыми для одного (писательского) сознания. А "Люцерн" дежал уже гд е-то за "молодостью", которую толстой "распы­ лил" в целый ряд военных и невоенных произведений до "Люцерна"... То есть надежда на "понимающего" читателя, живущего, тем более в тдком разобщенном и таком жестоком мире, сводилась к нулю. А поэ­ тому умолчания, недосказанность, "неясность мысли" - в сторону! Требуется пламенное слово проповедника, здесь - обличителя. 5 . Относительно "избежания всех авторских приемов" в произве­ дениях скажем, что шестидесятилетняя писательская практика Толстого распорядилась иначе. И вот уже в “Люцерне" Толстой сознательно идет на "компрометацию” своей личности автора, писателя (сочинителя)", выдвигая ее на передний план повествования. “Отпечаток авторстиа" 8

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=