ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
( " Г а к что же ном делать?", "Рабство наяего времени", 'Что такое ис к у с с т во ? " ), вновь и вновь обращаясь к проблеме прекрасного, Тол стой стремился раскрыть причину его деградации в условиях буржуаз ной действительности. Упадок буржуазного искусства он связывал с оторванностью его от народной и религиозной основы. Толстой писал: "Обеднение содержания искусства высших классов усилилось еще тем, что, перестав быть религиозным, искусство пере стало быть и народным, и тем еще более уменьшило круг чувств, ко торые оно передавало, так как круг чувств, переживаемых людьми властвующими, богатыми, не знающими труда поддержания жизни, г о раздо меньше, беднее и ничтожнее чувств, свойственных рабочему на роду" ( 3 0 , 8 6 ) . К выводу о том, что "полезное - всегда противоположно прекрас ному" Толстой приходил еще в ранний период своего творчества, в 5 0 - 6 0 -е г г . "Прекрасное" ассоциировалось у него с естественным, первозданным началом в человеке, природой, с искусством, трудом, любовью, "полезное" - с надвигающейся капитализацией России, губи тельной для человека. В.ИЛенин писал, что, по мысли Толстого, "признание цивилиза ции благом" есть "воображаемое знание", которое уничтожает "ин стинктивные, блаженнейшие первобытные потребности добра в челове ческой натуре"51 . Уже в ранних произведениях Толстого ("Люцерн" и "Альберт") наметилось противопоставление по силе воздействия ио человека на родного искусства классическому ( вспомним сцену исполнения скрипа чом песни "Вниз по матушке, по Вол г е "). Это наило дальнейшее раз витие в более поздних его произведениях (обаяние русской пляски Наташи Ростовой ("Война и мир"), пение цыганского хора ("Живой труп"). Задача художника, по мысли Толстого, сделать искусство до стоянием народа. "Искусство будущего, - писал он в трактате, - не будет произ водиться профессиональными художниками, получающими за свое искус ство вознаграждение и ухе ничем другим не занимающимися, как толь ко своим искусством. Искусство будущего будет производиться всеми людьми из народа, которые будут заниматься им тогда, когда они бу- дут чувствовать потребность в такой деятельности" ( 3 0 , 1 8 1 ) . Наметившаяся в 50-60 г г . в связи с раздумьями об искусстве проблема "художник - общество" получило дальнейшее развитие в по следующей кок теоретической, ток и практической деятельности Тол стого. "Художник будущего, - пишет Толстой в трактате, - будет жить 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=