ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г
( “Мелкий бе с")- Это, как отмечал он, - "капля Достоевского на вед ро воды"-*--5. Указывал на "непонятность" как характерную черту твор чества А.Белого. Подобно Толстому, выделял по талантливости из плеяды писателей-символистов Л.Андреева. "Это, - пишет он, - боль ной художник, - и громадный ум, но он меня потрясает своей эдакой роковой мрачностью". Но расходился с великим писателем в оценке "Рассказа о семи повешенных". "Лучшее из написанных им, - отмечал он, - за последние два года - 7 повешенных"^. Не прошел он мимо творческой эволюции по пути к реализму В. Брюсова. "Брюсов стал писать, - отмечал он, - строже, вытесанные из мрамора стихи, без всякого баловства"1 7 . Однако, анализируя современную поэзию, он вновь и вновь вспоминал Пушкина, считая его солнцем поэзии и противопоставлял современным поэтам."Как ни стран но, - указывал он, - я не могу найти, чтобы при таком обогаще нии языка и улучшении техники, которой достигли у нас теперь в поэ зии, кто-нибудь хоть раз написал страстнее, неожиданнее, прекрас нее Пупкина. Пишут неясное, неинтересное, недолговечное"^. Основной эстетический критерий, из которого Куприн исходил в оценке произведений писателей, - это правда жизни. "Я лично, - от мечал он, - люблю правду голую, бьющую по головам и, кок говорит ся , по сусалам. Потому нахожу, что писатель должен изучить жизнь, не отворачиваясь ни от чего" . Творческая позиция Куприна как поборника реалистического ис кусства проявилась не только в устных выступлениях, но и в ранних произведениях на тему искусства. К ним относятся:"Картина" - 1895, "Художник" - 1896 , "Погибшая сила" - 1900 и др. В рассказе ’Худож ник" писатель гневно развенчивает, например, бессодержательность произведений живописца-декадента, пытавшегося охаять творения ху - дожников-реалистов - и.к.Непина, В.Сурикова, И.Левитана и др. За щищая последних, Куприн указывает на бездарность этого живописца: “Киевский художник, - отмечает писатель с иронией, - исключительно пейзажист. О рисунке и перспективе он знает понаслышке, из десятых у с т , а пейзаж всегда можно писать теми сочными, неорежными разма шистыми мазками, которые служат несомненными признаками таланта"2 0 , и вновь Куприн идет в одном направлении с Толстым. Невольно вспо минается критика “подобия искусства" в теоретическом труде велико го писателя. "Талантливому человеку, - отмечает с горечью Толстой, - в области живописи или скульптуры еще легче производить предме ты, подобные искусству. Для этого ему нужно только выучиться рисо вать, писать красками и лепить, в особенности голые телы" ( 3 0 , 1 2 0 ) . Подвергая жесточайшей критике современные ему устои жизни 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=