ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

- вот что, по мнение Толстого, должно являться высшим совер­ шенством формы искусства. В критике "модернистской литературы" Куприн во многом перекли­ кался с представителями двух эпох - Толстым и Горьким, почти одно­ временно начавшими борьбу с декадентством /"Что такое искусство?", "Поль Верлен и декаденты"/. Осуждая декадентов за чрезмерное увле­ чение фантастикой, в рецензии на роман А.Ремизова "Часы" он указы­ вал, что автор "не представляет себе явлений действительности жиз­ ни иначе, кок сквозь какое-то зловещее, уродливое, фантастическое и таинственное стекло "**. Интересно в связи с этим письмо Толстого к Л.Андрееву,*^ т а ­ лант которого он признавал. 18 августа 1У08 года в ответ но посвя­ щение ему "Рассказа о семи повешенных "13 Толстой писал: "Я бы по-, советовал Вам больше работать над ними (произведениями - И .К .) , доводя в них свою мысль до последней степени точности и ясности" ( 7 8 , 2 1 9 ) . Известно, что великий писатель одобрительно отзывался о таких произведениях Л.Андреева, как: 1или-были", "Валя", "На реке" и др. Неодобрительно относясь к В.Я.Брюсову как представителю сим­ волизма, Толстой выделил стихотворения "Каменщик", "Скука жизни", считал их "сильными", "поэтическими" и в то же время резкой крити­ ке подверг стихотворение "О, закрой свои бледные ноги" ( 3 0 , 3 2 1 ) . Объясняя свой подход к оценке новой литературы в 90 - е годы. Толстой указывал: "Я давно уже составил себе правило судить о ху­ дожественном произведении с трех сторон: I ) со стороны содержания, ' насколько важно и нужно для людей то , что с новой стороны открыва­ ется художником, потому что всякое произведение искусства тогда только произведение искусства, когда оно открывает новую сторону жизни; 2) насколько хороша, красива, соответственна содержанию фор­ ма произведения и 3 ) насколько искренно отношение художника к свое­ му предмету, насколько он верит в то , что изображает" ( 3 0 Д У 1 ) . Внимательно изучал произведения новой литературы и Куприн. "Современные писатели, - отмечал он, - делают не то и не ток, как нужно. Но все же между ними есть прямые ученики Чехова. То есть ху­ дожники, приобщенные к идеалом всей русской литературы - писатели, в произведениях которых всегда скрыта глубокая и печальная мысль. К ним относятся Короленко, Горький, Куприн, Бунин, Шмелев, Серафи­ мович, А.Яблоновский, Скиталец, К.Тренев, Гребенщиков, Верхоустин- ский" . Куприн отрицательно относился кФ.Сологубу, занимающемуся ме­ лочным и неправдоподобным ковырянием в душе маленького человека 77

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=