ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

первых, уметь писать, во-вторых, знать то , о чем пишешь, и, в-тре­ тьих, - для чего пишешь. Эти условия, - говорил Куприн, - если прибавить к ним еще простоту и правдивость, всегда требованные Тол­ стым, надо приложить к каждому искусству"6 . Приведенные выше слова Толстого, взятые из трактата " Что такое искусство?", заключавшего в себе, по словам автора, "ясный и разумный критерий, по которому 7 можно было бы отличить настоящее искусство от поддельного" , явля­ лись доказательством того, что Куприн, как и другие писатели конца ХЯ -началаХХ вв. в своей практической и теоретической деятельнос­ ти в области литературы во многом опирался но эстетику Толстого. Показать, что в эстетике Толстого было близко Куприну, в чем в период борьбы за реалистическое искусство в УО-900-е годы он со­ лидаризировался с великим писателем, - наша задача. Г.Н.Ищук справедливо отмечал, что трактат Толстого для его со­ временников стал "орудием борьбы против загнивающей и антибуржуаз­ ной культуры, теоретической программой высокого демократического реализма в искусстве, светочем народного искусства будущего"®. В трактате "Что такое искусство?" Толстой подверг жестокой критике упадочническое декадентское направление в искусстве:он не принимал творчества, лишенного мысли, идеи, цели, а главное - высокого нрав­ ственного содержания. Для писателя, влюбленного в жизнь, были неприемлемы крайний скептицизм, индивидуализм, болезненная извращенность восприятия мира, возвеличивание культа красоты в произведениях декадентов. "Для меня это новое искусство, - отмечал он, - новая поэзия, как стихи Бальмонта, - какая-то пересоленная карикатура на глу­ пость. Я в них ничего не понимаю"^. Осуждая писателей-декадентов, противопоставляющих действительности высшую непознаваемую интуи­ цию, "самовыражение" и "самопостижение", уход в мечту, Толстой г о ­ ворил: "Все это декадентство - полное сумасшествие. А что хотят нового? Не могу понять" / 3 0 , 8 8 / . Вычурности форм в их произведени­ ях великий писатель противопоставлял реалистические принципы изоб­ ражения классической русской литературы: "Они /новые поэты/, - от­ мечал он, - все говорят, что пошли дальше Пушкина, Лермонтова. Но пусть они сначала докажут, что умеют писать не хуже Лермонтова, тогда я за ними признаю право писать по-ихнему. Но этого из них ни­ кто не доказал и не сможет доказать"^®; Толстой считал декадентское направление в искусстве антиобще­ ственным, вредным явлением, но недолговечным. Различные ухищрения в области формы, вычурность стиля - свидетельством "умственного убожества", подделкой под искусство. Простота,краткость и яснооть 76

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=