ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК №7 1978г

И.А .КАШТАНОВА Л.Н .ТОЛСТОЙ И А.И.КУПРИН В БОРЬБЕ ЗА РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (18У0-1У00-е годы) ' Куприн считал искусство "средством познания действительности, формой творческого отношения художника к жизни"'1'. Это проявлялось у него в сатирическом изображении современного ему общества /"Киев­ ские типы"/, в развенчивании угнетения личности /"Дознание", "Ноч­ ная смена"/, власти капитала /"Молох"/, в борьбе за красивого, сво­ бодного человека /"Анафема", "Листригоны"/. С этих позиций он под­ ходил и к оценке произведений современных ему писателей. Следует отметить, что такие течения, как модернизм, кубизм, футуризм, сим­ волизм и д р ., были чужды молодому писателе. И хотя, как отмечает А.А.Измайлов, "поклонники" новой школы "модернистов", не желая упу­ стить Куприна, восторгались им, одновременно восторгаясь Бальмон­ том, Гиппиус, Андреем Белым или Добролюбовым... Это было самая от­ кровенная расписка в неискренности, уступка его таланту"? . Куприн внимательно следил за развитием современного искусства. “На этажерке, - отмечал он, - собраны последние произведения рус­ ской литературы, главным образом, "модернистской". Все прочел , но не особенно увлекаюсь ими. Читаю и чувствую, что эти писатели мало переживают, ничего не видят, сидят в своем углу и тонкие душевные движения передают кучоми слов. В них нет запаха души. Это все звонкие, звучные, но мгновенные, недолговечные"^. Куприн осуждал декадентствующих писателей за то , что они не задумываются над тем, для чего пишут, что им "совершенно неведомо то внутреннее сияние, во имя которого светилось вся русская лите­ ратура, начиная с Пушкино"1*. Образцом для себя и своих современников писатель считал произ­ ведения русской реалистической литературы, которые он и противопо­ ставлял декадентским. "Попробуешь сравнить их (представителей декадентской литерату­ ры - И.К.) с предшественниками... Куда том. Каждая строка Толстого, Тургенева, Гаршина, вырванная из их творений, звучит по-своему, отличается особым собственным тембром. А теперь - все какие-то вы­ холощенные"^. Руководством для Куприна в оценке творчества современников служили требования Толстого: "...ч тобы хорошо писать, надо, во- V 75

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=